Противостояние Марса

Подобно огненному зверю,
Глядишь на землю ты мою,
Но я ни в чём тебе не верю
И славословий не пою.

Звезда зловещая! Во мраке
Печальных лет моей страны
Ты в небесах чертила знаки
Страданья, крови и войны.

Когда над крышами селений
Ты открывала сонный глаз,
Какая боль предположений
Всегда охватывала нас!

И был он в руку — сон зловещий:
Война с ружьём наперевес
В селеньях жгла дома и вещи
И угоняла семьи в лес.

Был бой и гром, и дождь и слякоть,
Печаль скитаний и разлук,
И уставало сердце плакать
От нестерпимых этих мук.

И над безжизненной пустыней
Подняв ресницы в поздний час,
Кровавый Марс из бездны синей
Смотрел внимательно на нас.

И тень сознательности злобной
Кривила смутные черты,
Как будто дух звероподобный
Смотрел на землю с высоты.

Тот дух, что выстроил каналы
Для неизвестных нам судов
И стекловидные вокзалы
Средь марсианских городов.

Дух, полный разума и воли,
Лишённый сердца и души,
Кто о чужой не страждет боли,
Кому все средства хороши.

Но знаю я, что есть на свете
Планета малая одна,
Где из столетия в столетье
Живут иные племена.

И там есть муки и печали,
И там есть пища для страстей,
Но люди там не утеряли
Души единственной своей.

Там золотые волны света
Плывут сквозь сумрак бытия,
И эта милая планета —
Земля воскресшая моя.
Год написания:
1956 год

Анализ стихотворения Николая Алексеевича Заболоцкого "Противостояние Марса"

Тема стихотворения 1956 г. была навеяна реальным событием. В конце лета астрономы наблюдали за великим противостоянием планет, когда Земля сближается со своей красной «соседкой» на минимальное расстояние. Научный факт, позволяющий специалистам детально наблюдать за поверхностью Марса, лег в основу иносказания, определившего образную структуру текста.

«Зловещая звезда» в трактовке Заболоцкого многолика. Она выступает в роли пророчицы, с мрачным удовлетворением предвещающей землянам годы мучений и войны.

Антигуманный смысл подчеркивается в изображении эпизодов кровопролитного лихолетья. Война разрушает мирную жизнь, сжигая жилища, вынуждая семьи искать спасения в лесах. Комплекс однородных существительных служит для перечисления бедствий — столь невыносимых, что у несчастных не было сил поддаться очередному приливу негативных эмоций.

«Кровавый» персонаж внимательно следит, как жители Земли борются с катастрофическими событиями. Центральный образ трансформируется: отдаляясь от первоначальных характеристик, он олицетворяется, приобретая черты человеческого лица. Марс наделяется способностью мыслить, а сравнение с «духом звероподобным» указывает на причастность образа к демоническому началу.

Инопланетный дух отличается сильной волей и ясным разумом. На Красной планете возведены города, развито эффективное транспортное сообщение, связующими узлами которого становятся причудливые «стекловидные» здания вокзалов. Однако автора не восхищают картины техногенных чудес. Он указывает на главный изъян цивилизации: технический прогресс, не сочетающийся с высокой духовностью, свидетельствует не о развитии, а фактической деградации. В этом эпизоде поэт остается сторонником гуманистических идеалов, проповедуемых русской литературной традицией.

Бездушному миру, в котором не гнушаются любыми средствами для достижения цели, противопоставлена жизнь племен родной «милой» планеты. Оппозиция поддерживается на уровне ландшафтных характеристик. Марсианские просторы представлены мертвой кроваво-красной пустыней, динамичный, живой земной пейзаж организован «золотыми волнами» солнечных лучей.

Антитеза, четко смоделированная в финальных строфах, допускает вариативные трактовки. С равным правом ее соотносят с неприятием бесчеловечной природы тоталитарного режима и философскими размышлениями о путях научного развития.

+5
172
Нет комментариев. Ваш будет первым!

Другие стихи