Стансы к H. M. Карамзину

«Прочь от нас, Катон, Сенека,
Прочь, угрюмый Эпиктет!
Без утех для человека
Пуст, несносен был бы свет.

Младость дважды не бывает,
Счастлив тот, который в ней
Путь цветами устилает,
Не предвидя грозных дней».

Так мою настроя лиру
И призвав одну из муз,
Дружбу, сердце и Темиру,
С ними пел я мой союз.

Пел, не думая о славе,
Не искав ничьих похвал:
Лишь друзей моих к забаве
Лиру я с стены снимал.

Всё в глазах моих играло,
Я в волшебной был стране:
Солнце ярче луч бросало
И казалось Фебом мне.

В роще ль голос разольется
Сладкопевца соловья,
Сердце вмиг во мне забьется —
Филомелу вспомню я.

С нею вместе унываю
И доволен, что грущу!..
Но почто я вспоминаю
То, чего уж не сыщу?

Утро дней моих затмилось
И опять не расцветет;
Сердце с счастием простилось
И мечтой весенних лет.

Резвый нежных муз питомец,
Друг и смехов и утех,
Ныне им как незнакомец
И собой пугает всех.

Осужден к несносной скуке
Грусть в самом себе таить —
Ах! и с другом быть в разлуке,
И от дружбы слезы лить!..

О любимый сын природы,
Нежный, милый наш певец!
Скоро ль отческие воды
Нас увидят наконец?

Скоро ль мы на Волгу кинем
Радостный, сыновний взор,
Всех родных своих обнимем
И составим братский хор?

С нами то же, что со цветом:
Был — и нет его чрез день.
Ах, уклонимся ж хоть летом*
Древ домашних мы под тень.
(*Т. е. в лето жизни нашей.)

Скажем им: «Древа! примите
Вы усталых пришлецов
И с приязнью обнимите
В них друзей и земляков!

Было время, что играли
Здесь под тенью мы густой —
Вы цветете... мы увяли!
Дайте старости покой».
Год написания:
1793 год

Анализ стихотворения Ивана Ивановича Дмитриева "Стансы к H. M. Карамзину"

«Стансы», Дмитриев послал их Карамзину, который поблагодарил поэта и сделал несколько замечаний: «четвертую строфу портит иль и ниже. Последняя также подвержена критике. Знать (в том смысле, в каком ты употребил его) и узнать рифмовать можно, но мне не нравятся первые два стиха потому, что связь их слаба или неразительна. Ты сблизил, так сказать, мечтание с пороками; но одно от другого очень далеко по существу своему... Когда же между мечтами и пороками нет явной связи, то на что говорить:

Друг! довольно мы мечтали
Там, где всех пороков знать.

Ты переменяешь сию строфу и говоришь:

Друг! Еще ль мы не устали
Сердце в нас порабощать?

Но здесь не сказано, чему порабощать; а это, кажется, нужно. Вот и вся моя критика!» (ПкД, с. 42—43). 

Дмитриев прислушался к критике и переписал отмеченные Карамзиным строфы.

Катон Младший Марк Порций (95—46 до н. э.) — государственный деятель Древнего Рима, сторонник аскетической философии, покончил с собой, когда узнал о победе Цезаря, противником режима которого он был.

Сенека Люций Анней (?—65 н. э.) — государственный деятель, философ и писатель Древнего Рима, воспитатель Нерона; в практической жизни сумел составить огромное состояние, в философии учил, что человек должен преодолевать свои страсти и готовиться к смерти. В 65 г. Нерон, решив расправиться с Сенекой, приказал ему покончить с собой, что тот с достоинством и выполнил.

Эпиктет (середина I в. н. э.) — философ-стоик, учивший, что жизнь человека бессмысленна и непостижима. Обрести себя можно только в одиночестве внутренней жизни.

"Скоро ль мы на Волгу кинем" — оба поэта родились на Волге и многократно собирались вместе побывать в родных местах.

149
Нет комментариев. Ваш будет первым!

Другие стихи