1831-го января

Редеют бледные туманы
Над бездной смерти роковой,
И вновь стоят передо мной
Веков протекших великаны;
Они зовут, они манят,
Поют, и я пою за ними,
И полный чувствами живыми
Страшуся поглядеть назад.

Чтоб бытия земного звуки
Не замешались в песнь мою,
Чтоб лучшей жизни на краю
Не вспомнил я людей и муки;
Чтоб я не вспомнил этот свет,
Где носит все печать проклятья,
Где полны ядом все объятья,
Где счастья без обмана нет.
Год написания:
1831 год

Стихотворение «1831-го января» принято датировать в соответствии с названием. Впервые оно было напечатано уже после смерти автора – в журнале «Северный вестник» за 1889 год. Название выбрано поэтом неслучайно. Оно указывает на дневниковый характер лирики. Михаил Юрьевич пытался обозначить точную хронологию встречающихся в стихотворениях событий и размышлений.

Центральная тема произведения «1831-го января» – неприятие толпы, высшего общества – свойственна для ранней поэзии Лермонтова. В рассматриваемом тексте Михаил Юрьевич выводит ее на философский уровень. Земное бытие, приносящее лишь разочарования, противопоставляется жизни в вечности. Подобная антитеза часто используется в европейской романтической литературной традиции. Для Лермонтова она служит не просто средством художественной выразительности. Поэт наделяет ее личным драматическим смыслом. Обратите внимание на то, как построена вторая часть стихотворения. При помощи анафор, начинающихся с «где», «не» и «чтоб», нагнетается ситуация. Лирический герой полон решимости разорвать отношения со светом, но такой выход из положения дается ему тяжело. С темой неприятия толпы тесно связан мотив обмана, нашедший отражение в последней строке: «…где счастья без обмана нет». В поэзии Лермонтова обман практически всегда становится следствием столкновения героя с представителями высшего общества.

В первой строфе встречаются два ярких романтических образа-символа: «бледные туманы», редеющие «над бездной смерти роковой», и «веков протекших великаны». Они несут не только философскую нагрузку, но и служат для краткого обозначения черт пейзажа. Впоследствии этот поэтический принцип в полной мере покажет себя в стихотворениях Лермонтова «Тучи» (1840), «Утес» (1841) и так далее.

Важную роль в произведении играют временные параметры. В восприятии и переживании времени Михаил Юрьевич следовал за романтиками. На любое событие он глядел с точки зрения вечности. При этом сама вечность понималась двойственным образом: в русле средневековой философской традиции христианства и с опорой на антично-ренессансные представления. В рассматриваемом тексте показан один из ликов вечности – это величие земной природы. Воплощен он в уже упомянутом образе «веков протекших великанов».

«1831-го января» — без сомнения, одно из наиболее глубоких и интересных с философской точки зрения стихотворений Лермонтова, ведь в нем семнадцатилетний поэт затрагивает сразу несколько тем, характерных для всего его последующего творчества.

112
Нет комментариев. Ваш будет первым!

Другие стихи