Черны очи

Много звезд у летней ночи:
Отчего же только две у вас,
Очи юга! черны очи!
Нашей встречи был недобрый час.

Кто ни спросит, звезды ночи
Лишь о райском счастьи говорят;
В ваших звездах, черны очи,
Я нашел для сердца рай и ад.

Очи юга, черны очи,
В вас любви прочел я приговор,
Звезды дня и звезды ночи
Для меня вы стали с этих пор!
Год написания:
1830 год

Анализ стихотворения Михаила Юрьевича Лермонтова "Черны очи"

Обстоятельства появления «Черных очей» достоверно неизвестны. Предположительной датой создания считается 1830 г. Вероятная персона, которой адресован поэтический текст, — Екатерина Сушкова, носившая дружеское прозвище «черноглазой мисс».

Колористическая тема очей-звезд, взятая юным поэтом за основу стихотворения, не была нова. Герой одноименного произведения Вяземского сравнивает «южные очи северной девы» со звездами. В лирике Баратынского встречается антитеза двух женских типов: тревожная и лукавая «краса черноокая» противопоставлена небесному сиянию «очей лазурных». Лирический герой Туманского, напротив, выбирает темноокую красавицу, строптивую и властную.

Раскрученная другими поэтами метафора, уподобляющая женские глаза ночным звездам, привлекла юного автора. Композиция лермонтовского творения организуется при помощи повторов рифмы «очи» — «ночи»: эта комбинация присутствует в каждой из трех строф, образуя своеобразный каркас, на котором вырастает художественное пространство.

Привязанность лирического субъекта к обладательнице темных глаз осложняется дисгармоничными мотивами неопределенных мрачных ощущений: «недобрый час», «любви приговор». Мучительная противоречивость и мощь чувств передана антитетической характеристикой «рай и ад», в которой сливаются два несовместимых «вечных» полюса. К признанию в любви примешивается боязнь будущего.

В поэтическом тексте отражены изменения в отношениях героев: противоречивые чувства нарастают с момента первой встречи, достигая космических масштабов в финале. Первоначальная метафора преображается, дополняя образ «звездами дня». Художественный прием передает роковую сущность романтической любви: она захватила героя настолько, что заменила собой свет созвездий.

Попытка экспериментального подхода автора к вопросам формы выразилась в сочетаниях строф с разным ритмическим рисунком. Подобные новации встречаются в тексте «Песни», также относящейся к раннему периоду лермонтовского творчества.

Интерпретация мотива, распространенного в современной поэту отечественной лирике, содержит элементы романтической традиции: юный автор подчеркивает всепоглощающую силу возвышенной любви-страдания, намекая также на ее губительное разрушающее начало. Сходная лирическая ситуация, изображенная Гребенкой в одноименном стихотворении, ляжет в основу знаменитого русского романса.

+5
294
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...

Другие стихи