Облетают последние маки…

Облетают последние маки,
Журавли улетают, трубя,
И природа в болезненном мраке
Не похожа сама на себя.

По пустынной и голой алее
Шелестя облетевшей листвой,
Отчего ты, себя не жалея,
С непокрытой бредешь головой?

Жизнь растений теперь затаилась
В этих странных обрубках ветвей,
Ну, а что же с тобой приключилось,
Что с душой приключилось твоей?

Как посмел ты красавицу эту,
Драгоценную душу твою,
Отпустить, чтоб скиталась по свету,
Чтоб погибла в далеком краю?

Пусть непрочны домашние стены,
Пусть дорога уводит во тьму,-
Нет на свете печальней измены,
Чем измена себе самому.

Год написания:
1952 год

Объектом философских раздумий героя поздних произведений Заболоцкого становится душа. Идейное содержание стихотворений нередко организовано антитезой живого и мертвого внутреннего мира персонажей. Исход вдохновенного порыва лирического «я» «Ласточки» печален: оказалось, что душа возлюбленной опустела, угасла. Племенам, населяющим воскресшую Землю в «Противостоянии Марса», удалось сохранить «душу единственную». Поэт расценивает это свойство народного характера как несомненное преимущество, которое перевешивает техногенные достижения марсианской цивилизации, лишенной моральной основы.

В произведении 1952 г. нашло поэтическое выражение взыскательное отношение автора к проблемам духовного самовоспитания. Философскую тему предваряет картина поздней осени, созвучная настроению лирического адресата.

Пейзаж моделируется при помощи комплекса образов, созданных лексикой с семантикой увядания, прощания: отцветают маки, облетают деревья, улетают журавли, оглашая пространство трубными криками. Пустынные аллеи окутаны мраком, охарактеризованным эпитетом «болезненный». За изображением деталей природы следует вывод: притихший, готовящийся к зимнему оцепенению живой мир не похож на себя. Кульминационный момент в нарастающих интонациях диссонанса — образ «обрубков ветвей», в которых жизнь «затаилась» до весны.

Во втором катрене появляется фигура лирического «ты», бредущая по дорожке, усыпанной осенними листьями. Портрет адресата не конкретизирован, исключение составляет единственная внешняя деталь — отсутствие головного убора, обязательного для холодной погоды. Мелкая подробность наделена психологическим подтекстом: прохожий, пренебрегший сезонным аксессуаром, безразличен к собственному здоровью и жизни вообще.

Присутствие персонажа обнаруживается посредством риторического обращения. За последним следует серия аналогичных вопросов. Их содержание указывает на область интересов субъекта речи: его занимает внутреннее состояние своего персонажа, причины депрессивного настроения, в унисон отвечающего меланхоличному пейзажу.

В вопросительных интонациях легко улавливаются ноты осуждения. Адресат обвиняется в безответственном отношении к душе, главной драгоценности человека. Сомнения в собственной безопасности, мрачные предчувствия жизненных испытаний — доводы, которые не могут служить оправданием малодушного поведения. Финальный афоризм провозглашает верность себе как условие достойного существования, не зависящее от внешних обстоятельств.

40
Нет комментариев. Ваш будет первым!

Другие стихи