Нам свежесть слов и чувства простоту…

Нам свежесть слов и чувства простоту
Терять не то ль, что живописцу — зренье
Или актеру — голос и движенье,
А женщине прекрасной — красоту?

Но не пытайся для себя хранить
Тебе дарованное небесами:
Осуждены — и это знаем сами —
Мы расточать, а не копить.

Иди один и исцеляй слепых,
Чтобы узнать в тяжелый час сомненья
Учеников злорадное глумленье
И равнодушие толпы.

Год написания:
1915 год

Тема назначения поэта и поэзии появляется уже в ранней лирике Ахматовой. Среди стихотворений, в которых она затронута, — «Нам свежесть слов и чувства простоту…». В произведении, написанном в 1915 году, мотив творчества рассматривается с опорой на пушкинские традиции. Анна Андреевна всегда с большим вниманием относилась к наследию Александра Сергеевича. Примерно с 1920-х годов поэтесса занялась скрупулезным его изучением. Связь с Пушкиным она почувствовала гораздо раньше. Не в последнюю очередь тому способствовало время, проведенное в Царском Селе.

С самого начала стихотворения «Нам свежесть слов и чувства простоту…» лирическая героиня считает себя членом своеобразного братства – братства поэтов. Неслучайно в первой же строке употребляется местоимение «нам». Главный страх – потерять «свежесть слов и чувства простоту», то есть способность простыми, но в то же время точными и яркими словами передавать человеческие чувства. Без этого таланта не мыслится настоящий поэт. Без него лирические произведения – просто пустышки. По мысли Ахматовой, истинный дар дается при рождении, как женщине дается при рождении красота, живописцу – особенное зрение, актеру – «голос и движенье». Распоряжаться им по собственной воле нельзя. И здесь возникает этико-эстетический парадокс. С одной стороны поэтическое творчество подразумевает под собой накопление художником эмоций, чувств, впечатлений. С другой – согласно христианской морали, нужно «расточать», а не хранить. Ахматова следует за пушкинским «Пророком». В финале рассматриваемого текста она определяет основную миссию поэта – служение народу: «Иди и исцеляй слепых…». Александр Сергеевич же призывал пророка «глаголом жечь сердца людей». В последних строках стихотворения «Нам свежесть слов и чувства простоту…» проявляется мотив противостояния художника и толпы, свойственный уже в большей степени творчеству Лермонтова, нежели Пушкина. «В тяжелый час сомненья» поэту неоткуда ждать помощи и поддержки. Он узнает только «учеников злорадное глумленье» да «равнодушие толпы».

Получается, талант – не только награда, данная творческому человеку небесами, но и тяжкая ноша, большая ответственность, предполагающая служение народу и высшим идеалам. При этом зачастую за самопожертвование художник не только не получает благодарности, но еще и сталкивается с агрессивным непониманием.

36
Нет комментариев. Ваш будет первым!

Другие стихи