Надгробные цветы

Среди могил неясный шепот,
Неясный шепот ветерка.
Печальный вздох, тоскливый ропот,
Тоскливый ропот ивняка.

Среди могил блуждают тени
Усопших дедов и отцов,
И на церковные ступени
Восходят тени мертвецов.

И в дверь церковную стучатся,
Они стучатся до зари,
Пока вдали не загорятся
На бледном небе янтари.

Тогда, поняв, что жизнь минутна,
Что безуспешна их борьба,
Рыдая горестно и смутно,
Они идут в свои гроба.

Вот почему наутро блещут
Цветы над темною плитой:
В них слезы горькие трепещут
О жизни — жизни прожитой.

Год написания:
1894 год

Стихотворение «Надгробные цветы» впервые было опубликовано в журнале «Русское богатство» в номере 12 в 1894 году. В 1895 году оно вошло в сборник «В безбрежности» в составе цикла «Между ночью и днем». Поэт не зря поместил его в этот раздел, ведь сюжет произведения разворачивается именно в это сумрачное время между мирами ночи и дня.

Стихотворение можно отнести к жанру элегии, ведь его настроение безрадостно. Действие разворачивается на кладбище, где каждую ночь поднимаются духи усопших и бредут к церкви. Мертвые тени стучат в стены и двери божьего дома всю ночь, а с первыми проблесками зари возвращаются в свои холодные пристанища. Это безнадежное еженощное паломничество повторяется и повторяется, и каждое утро на цветах, что покачиваются у надгробных плит, остаются его следы – слезы неприкаянных душ.

Похожие сюжеты можно встретить в поэзии других авторов. Например, тема смерти часто звучит в произведениях В. А. Жуковского Сельское кладбище», «Людмила» и другие). Однако Василий Андреевич, рисуя картины погоста и обитающих там духов, вкладывает в них больше христианских смыслов – божественного наказания, покаяния грешников или воссоединения невинных душ. Лирика К. Д. Бальмонта отличается от произведений Жуковского усиленным трагизмом и безысходностью. Читатель не узнает, что обрекло «тени усопших дедов и отцов» на страдания, но он хорошо понимает, что они будут длиться вечно. В этом смысле произведение ближе по духу к творчеству европейских «кладбищенских» поэтов.

Стихотворение состоит из пяти четверостиший, написанных четырехстопным ямбом. Рифма в строфах перекрестная – abab, где нечетные строки имеют женские окончания, а четные – мужские. Каждая строфа рисует законченный образ. Напряжение растет в первых двух четверостишиях, в третьем происходит кульминация действия, которое спадает в четвертой строфе. Финальные строки содержат вывод, итог всему произведению и жизни вообще, ведь речь идет о человеческих душах.

Атмосфера уныния в стихотворении «Надгробные цветы» создается с помощью различных художественных приемов. В качестве эпитетов используются самые мрачные по смыслу прилагательные: «тоскливый», «печальный», «темною», «горькие». Единственная светлая метафора – «на бледном небе янтари» — тоже имеет безрадостный оттенок. Автор часто использует повторы («блуждают тени» — «восходят тени», «о жизни – жизни прожитой»), что усиливает ощущение обреченности.

По духу «Надгробные цветы» перекликаются с другим стихотворением Бальмонта – «Лебедь». Его герой, также находясь на границе между жизнью и смертью, оплакивает свою горькую судьбу. В исполнении Константина Дмитриевича эта сожаления о стремительно пролетевшей жизни звучит особенно трогательно и пронзительно.

116
Нет комментариев. Ваш будет первым!

Другие стихи