Над этой темною толпой…

Над этой темною толпой
Непробужденного народа
Взойдешь ли ты когда, свобода,
Блеснет ли луч твой золотой?..

Блеснет твой луч и оживит,
И сон разгонит и туманы…
Но старые, гнилые раны,
Рубцы насилий и обид,

Растленье душ и пустота,
Что гложет ум и в сердце ноет,-
Кто их излечит, кто прикроет?..
Ты, риза чистая Христа…

Год написания:
1857 год

Автор был озабочен предстоящей крестьянской реформой, о которой много спорили в 50-х гг. XIX в. Тютчев считал главной проблемой безбожность власти и опасался, что отмена крепостной зависимости повлечет усиление опасной тенденции, обернется «произволом более деспотическим», чем существовавший ранее порядок. К созданию стихотворного текста, отразившего авторские раздумья о будущем, поэта побудили наблюдения за крестьянами, сделанные летом 1857 г. во время престольного праздника в Овстуге, его родовом имении.

«Темная толпа», «непробужденный» — так характеризует облик народа лирический герой произведения, подчеркивая преобладание хаотического начала в характере собирательного образа. Следует риторическое обращение к абстрактной категории свободы, которая в тютчевской трактовке лишена революционного контекста. Глубинный смысл понятия принадлежит сфере духа и связывается с осознанием высокой христианской миссии, которая, по мнению поэта, возложена на русский народ, призванный сплотить вокруг себя славянский мир.

Как преобразит пространство «луч золотой» свободы? Его блеск, подчеркнутый лексической анафорой, обладает оживляющей силой. Она способна развеять пассивность, косность и темноту, метафорически именуемые «сном и туманами». Однако освобождение, не подкрепленное священными ориентирами, бессильно перед решением главной проблемы. Последствия вековых притеснений и душевной опустошенности обозначаются очередной метафорой, ассоциирующей их с застарелыми гнойными язвами и рубцами. Излечение по силам только искренней вере, символом которой выступает «риза чистая Христа». Отозвавшись на религиозный призыв и осознав свое духовное призвание, народ сможет ощутить истинное освобождение от непросвещенности, униженности, варварства.

По мысли Тютчева, гармоничное будущее родной земли неразрывно связано с православной верой как определяющей чертой национального характера. Образ Христа свидетельствует о причастности светлых сторон народного начала к высоким духовным основам. По сходным принципам разрешается лирическая ситуация в стихотворении «Эти бедные селенья…» Оба поэтических текста объединяют евангельские реминисценции: Сын Божий предстает одиноким смиренным и сострадательным странником, чье благословение наполняет потаенным смыслом и «наготу» крестьянских деревень, и скудный пейзаж родного края.

105
Нет комментариев. Ваш будет первым!

Другие стихи