Стихотворение "Скрипка стонет под горой…" на русском языке, написанное в 1903 год. Автором произведения является Блок, Александр Александрович.

Скрипка стонет под горой…

Скрипка стонет под горой.
В сонном парке вечер длинный,
Вечер длинный — Лик Невинный,
Образ девушки со мной.

Скрипки стон неутомимый
Напевает мне: «Живи…»
Образ девушки любимой —
Повесть ласковой любви.

Год написания:
1 903 год

Анализ стихотворения Александра Александровича Блока "Скрипка стонет под горой…"

Обручившись с будущей супругой в конце весны 1903 г., начало лета молодой поэт проводит в немецком Бад-Наухайме. Он сопровождает мать, поехавшую на воды подлечить слабое сердце. Уютный городок, свидетель первой влюбленности, трижды становился пунктом блоковских путешествий.

Спокойная курортная атмосфера передана в стихотворении, датированном июнем 1903 г. Неторопливый ход жизни отображен в образе «сонного парка». Время, не отмеченное динамичными событиями, кажется бесконечным: по этой причине вечер получает эпитет «длинный». Эффект растянутого времени поддерживают средства звукописи с опорой на удвоенный сонорный «н». В рамках двустишия автор концентрирует четыре примера аллитерации. Последний компонент ряда, «Лик Невинный», знаменует поворот лирической темы. Умиротворенная обстановка не мешает концентрации мыслей, располагая к воспоминаниям.

Тишину нарушают лишь звуки скрипки. О важности акустического образа свидетельствуют особенности его расположения в тексте: упоминания о музыкальном инструменте начинают обе строфы. Образ скрипки персонифицируется. Ему приписывается способность издавать стон, причем безустанно, неутомимо.

Интересно, что блоковская трактовка вносит изменения в значение общеупотребительного глагола «стонать», примененного в отношении смычкового инструмента. На первый план выходят признаки протяжности, однообразия, заунывности мелодии, а коннотации болевых ощущений, мучений и скорби оказываются не актуальными. Процесс трансформации семантики продемонстрирован в начале второго катрена. Мелодия, исполняемая на скрипке, оказывает позитивное влияние на внутреннее состояние субъекта речи: ободряет его, взывает к активному началу.

В облике возлюбленной, который порожден спокойным и почти неподвижным окружением, парадоксальным образом сочетаются возвышенное и земное. Метафора, уподобляющая личную историю любви «повести» на романтическую тему, указывает на гармоничность отношений героев и придает финалу оптимистическое звучание. Мысленно преодолев вынужденную разлуку, лирический субъект справляется с тоской и скукой, вызванными отсутствием избранницы.

О медленно тянущемся времени говорится и в произведении «Очарованный вечер мой долог…» Герой этого текста живет ожиданием «неведомой встречи» со своим идеалом. Он предчувствует, что оцепенение настоящего скоро сменится динамичным движением, подобным полету птицы.

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...

Другие стихотворения

Или войти, используя соцсети: