Довольно

Я был вам звенящей струной,
Я был вам цветущей весной,
Но вы не хотели цветов,
И вы не расслышали слов.

Я был вам призывом к борьбе,
Для вас я забыл о себе,
Но вы, не увидев огня,
Оставили молча меня.

Когда ж вы порвали струну,
Когда растоптали весну,
Вы мне говорите, что вот
Он звонко, он нежно поет.

Но если еще я пою,
Я помню лишь душу мою,
Для вас же давно я погас,
Довольно, довольно мне вас.

Стихотворение «Довольно» имеет весьма интересную историю создания. Как пишет в мемуарах Е. А. Андреева, вторая жена К. Д. Бальмонта, оно представляет собой быструю гневную импровизацию на поведение слушателей. Выступая на лекции по современной поэзии перед русскими слушателями в Париже в 1903 году, Константин Дмитриевич прочел стихи К. К. Случевского, но был освистан. Публика не пожелала слушать произведения человека, который служил редактором Правительственного вестника, издававшегося при Главном управлении по делам печати. Эта организация считалась высшим цензурным органом в дореволюционной России. Бальмонт рассердился и спросил у публики, чего же она хочет: «Некрасова. – Но он был картежник, Фет– помещик, Толстой – граф», — вспоминает Екатерина Алексеевна. Однако слушатели попросили поэта читать собственные стихи, на что тот разразился следующими строками:

Я был вам звенящей струной,
Я был вам цветущей весной,
Но вы не хотели цветов,
И вы не расслышали слов.

За резкими речами поэта публика не почувствовала шпильки в свой адрес, поэтому встретила эпиграмму бурными овациями. Затем стихотворение появилось в шестом номере журнала «Новая жизнь» без заглавия.

У произведения «Довольно» весьма простая композиция. Четырехстопный ямб, парные рифмы вида aabb с мужскими окончаниями создают резкий, почти маршевый ритм. Частые повторы свистящих звуков («струной», «оставили», «растоптали», «погас») делают строки звонкими и хлесткими, что и требовалось, чтобы пристыдить снобистскую публику.

Как и во многих других произведениях, центральной фигурой выступает персона самого автора. Поэт-светоч, чье высокое предназначение – зажигать сердца людей пламенными стихами, оказался недооцененным:

Но вы, не увидев огня,
Оставили молча меня.

Лирический герой разочарован толпой, он отворачивается от неблагодарных людей, провозглашая отныне только собственную душу источником вдохновения. В этом чувстве он близок герою произведения А. С. Пушкина «Поэт и толпа», которое так же высмеивает низменные требования непосвященных к поэтическому таланту.

И пушкинский герой, и творец Бальмонта показывают себя гордыми и надменными носителями чудесного дара, но не желают делиться им с чернью. Стихи поэтов перекликаются:

И толковала чернь тупая:
Зачем так звучно он поет?
(А. С. Пушкин)
Когда растоптали весну,
Вы мне говорите, что вот,
Он звонко, он нежно поет.
(К. Д. Бальмонт)

Таким образом, на примере произведения «Довольно» читатель может убедиться, что во все времена творцы сталкиваются с одними и теми же проблемами, непониманием и невежеством толпы.

98
Нет комментариев. Ваш будет первым!

Другие стихи