Лес

Посвящено памяти А. С. Пушкина

Что, дремучий лес,
Призадумался,-
Грустью темною
Затуманился?

Что Бова-силач
Заколдованный,
С непокрытою
Головой в бою,-

Ты стоишь — поник,
И не ратуешь
С мимолетною
Тучей-бурею.

Густолиственный
Твой зеленый шлем
Буйный вихрь сорвал —
И развеял в прах.

Плащ упал к ногам
И рассыпался…
Ты стоишь — поник,
И не ратуешь.

Где ж девалася
Речь высокая,
Сила гордая,
Доблесть царская?

У тебя ль, было,
В ночь безмолвную
Заливная песнь
Соловьиная…

У тебя ль, было,
Дни — роскошество,-
Друг и недруг твой
Прохлаждаются…

У тебя ль, было,
Поздно вечером
Грозно с бурею
Разговор пойдет;

Распахнет она
Тучу черную,
Обоймет тебя
Ветром-холодом.

И ты молвишь ей
Шумным голосом:
«Вороти назад!
Держи около!»

Закружит она,
Разыграется…
Дрогнет грудь твоя,
Зашатаешься;

Встрепенувшися,
Разбушуешься:
Только свист кругом,
Голоса и гул…

Буря всплачется
Лешим, ведьмою,-
И несет свои
Тучи за море.

Где ж теперь твоя
Мочь зеленая?
Почернел ты весь,
Затуманился…

Одичал, замолк…
Только в непогодь
Воешь жалобу
На безвременье.

Так-то, темный лес,
Богатырь-Бова!
Ты всю жизнь свою
Маял битвами.

Не осилили
Тебя сильные,
Так дорезала
Осень черная.

Знать, во время сна
К безоружному
Силы вражие
Понахлынули.

С богатырских плеч
Сняли голову —
Не большой горой,
А соломинкой…

Год написания:
1837 год

Раннее творчество Кольцова испытало на себе влияние лирики ВяземскогоДельвига, Веневитинова, РылееваЖуковского, Хераскова, но больше всего молодого поэта вдохновляло творчество Пушкина. Естественно, трагическая гибель Александра Сергеевича в 1837 году потрясла Алексея Васильевича. В память о своем учителе он написал стихотворение «Лес», проникнутое сильнейшей скорбью. За метафорическими образами произведения скрывается смелое политическое выступление. Конец 30-х годов девятнадцатого столетия поэт сравнивает с безмолвной ночью и черной осенью. Дает Кольцов и характеристику низким интригам, распространенным в высшем свете той поры и ставшим причиной смерти Пушкина:

С богатырских плеч
Сняли голову —
Не большой горой,
А соломинкой…

В стихотворении выводится три образа. Два из них — лес и богатырь Бова — названы. Третий — Пушкин — только угадывается. Кольцов к величайшему русскому поэту относился как к божеству, то есть как к чему-то безусловному, стихийному. Такой тип понимания гениальности в искусстве широко распространен. Сам Пушкин сравнивал море с Байроном (важно — не наоборот). Сопоставление Александра Сергеевича — литературно. Кольцов при создании образа становится близок к антропоморфизму, часто встречающемуся в народном творчестве. Лес в его стихотворении — воплощение стихийной богатырской мощи, которую он видел в Пушкине. Кроме того, использование этого образа позволяет Алексею Васильевичу высказать мысль о родстве духа природы с человеческим духом, позаимствованную из философии Шеллинга.

Фигуру доблестного рыцаря Бовы, олицетворение добродетели, храбрости, преданности вере и даме сердца, поэт взял из русского фольклора. В допетровское время повести о нем пользовались огромным успехом. Лубочные издания, посвященные этому герою, выходили даже после Октябрьской революции, хоть и недолго. Литературная обработка истории Бовы принадлежит перу Радищева. Обращался к ней и Пушкин. В его творческом наследии присутствуют наброски к поэме «Бова». Использование образа сказочного рыцаря дает стихотворению Кольцова эпический размах. В итоге получается своеобразная полубылина о богатыре.

«Лес» — произведение удивительно музыкальное. Неудивительно, что к нему не раз обращались композиторы. Существует несколько хоров, сочиненных Петром Сокальским, Виктором Калинниковым, Павлом Чесноковым.

+1
29
Нет комментариев. Ваш будет первым!

Другие стихи