Ласточки (Природы праздный соглядатай…)

Природы праздный соглядатай,
Люблю, забывши все кругом,
Следить за ласточкой стрельчатой
Над вечереющим прудом.

Вот понеслась и зачертила —
И страшно, чтобы гладь стекла
Стихией чуждой не схватила
Молниевидного крыла.

И снова то же дерзновенье
И та же темная струя,-
Не таково ли вдохновенье
И человеческого я?

Не так ли я, сосуд скудельный,
Дерзаю на запретный путь,
Стихии чуждой, запредельной,
Стремясь хоть каплю зачерпнуть?

Год написания:
1884 год

Образ ласточки, которая в поэзии чаще других птиц связывается с душой, встречается на разных этапах развития русской лирики – от творчества Гавриила Романовича Державина до произведений Николая Михайловича Рубцова. Не обошел вниманием его и один из главных певцов природы – Афанасий Афанасиевич Фет. В частности, образ нашел отражение в стихотворении «Ласточки», написанном в 1884 году. Первая строфа текста создает настроение безмятежно-созерцательное. Лирический герой, именующий себя природы праздным соглядатаем, с упоением следит за полетом стрельчатой ласточки над прудом. Все меняется буквально в один момент, когда во второй строфе появляется наречие «страшно». С одной стороны – наблюдатель переживает за птицу, летающую слишком низко над водой. С другой – страх за нее напоминает персонажу о том, какие эмоции приходится переживать ему при соприкосновении с вечностью. В фетовской поэзии стремительный полет нередко сравнивается с моментами вдохновения, творческих поисков, что можно наблюдать и в рассматриваемом тексте. Кроме того, часто Афанасий Афанасиевич противопоставляет безбрежное небо ограниченному пространству Земли. Эта антитеза восходит к романтическому двоемирию. У Фета она выступает в качестве не только дани литературной традиции, но и имеет отношение к личной жизни поэта. Дело в том, что он был одновременно и тонким лириком, приверженцем так называемого чистого искусства, и крепким хозяйственником, практически образцово-показательным помещиком.

В стихотворении «Ласточки» творчество представляется попыткой художника зачерпнуть хоть каплю «стихии чуждой, запредельной». Герой произведения называет себя сосудом скудельным, то есть бренным существом, земной век которого невероятно краток. Он в полной мере осознает собственную беспомощность в том, что касается стремления выразить невыразимое. Тем не менее, ему и в голову не приходит отказаться от поэтической деятельности. Сам Фет на протяжении всего творческого пути занимался подбором слов и образов для описания явлений и чувств, описать которые крайне сложно. В произведении «Кому венец: богине ль красоты…» (1865) есть следующие строки:

…И что один твой выражает взгляд,
Того поэт пересказать не может.

В одном из стихотворений 1887 года герой восклицает: «Как беден наш язык!..». Как и персонаж «Ласточек», Фет понимал, что «дерзает на запретный путь», но при этом никогда не оставлял попыток найти подходящие слова для упомянутого выше выражения невыразимого.

106
Нет комментариев. Ваш будет первым!

Другие стихи