Богиня

Навес кумирни, жертвенник в жасмине 
И девственниц склоненных белый ряд. 
Тростинки благовонные чадят 
Перед хрустальной статуей богини, 
Потупившей свой узкий, козий взгляд. 

Лес, утро, зной. То зелень изумруда, 
То хризолиты светят в хрустале. 
На кованом из золота столе 
Сидит она спокойная, как Будда, 
Пречистая в раю и на земле. 
И взгляд ее, загадочный и зыбкий, 
Мерцает все бесстрастней и мертвей 
Из-под косых приподнятых бровей, 
И тонкою недоброю улыбкой 
Чуть озарен блестящий лик у ней.
Год написания:
1916 год

Анализ стихотворения Ивана Алексеевича Бунина "Богиня"

По восточному колориту загадочного бунинского творения, появившегося летом 1916 г., можно судить, что поэт написал его в заграничном путешествии. Однако такое предположение неверно: предреволюционный период автор провел в России, где большую часть времени гостил в имении родственницы, которое располагалось в Орловской губернии. Необычная тема навеяна воспоминаниями о поездках по Малой Азии, совершенных автором вместе с супругой. В произведениях, посвященных явлениям чужой культуры, нет налета экзотики, показного стремления к внешним эффектам. Наделенный удивительным свойством перевоплощаться и постигать философию первых цивилизаций, лирический герой чувствует себя частью древней земли, ее богатого духовного мира, ощущает связь с настоящим и будущим.

Центральный образ стихотворения, всесильная и коварная богиня, по мнению исследователей, восходит к персонажу хеттской мифологии — предтече великой матери, олицетворяющей плодородную природу. Благоговение и священный страх перед могущественной повелительницей движут участниками утренней торжественной церемонии, мастерски воссозданной в бунинских строках. Девы в белых одеяниях покорно склонились перед хрустальной статуэткой, изображающей богиню. В сознании служительниц культа фигурка, сделанная руками земного мастера, отождествляется с ее грозным бессмертным прообразом.

Вокруг языческого храма, расположенного в лесу, стоит тишина. Вещные детали также указывают на благоговейное отношение молящихся к своему идолу: жертвенник украшен цветами жасмина, перед фигуркой расстилается дух благовоний. Окружающие словно застыли в немом вопросе, покорно ожидая ответа божества.

Основная часть текста посвящена изображению статуи. Образ последней многозначен: являясь искусной поделкой, она приобретает черты, присущие человеку, наделяется эмоциями, психологическими качествами. В первом фрагменте преобладают указания на внешние детали. Субъект речи обращает внимание на прихотливую игру света в прозрачном хрустале. Однако и здесь возникает упоминание об «узком» прищуре недобрых глаз. Эта тема развивается в заключительной части: спокойная, безразличная повелительница наделяется загадочным леденящим взглядом и зловещей улыбкой. Элементы мимики, выдающие тайные мысли богини, способны вогнать в ужас несчастных подданных.

+3
255
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...

Другие стихи