Муж хлестал меня узорчатым…

Муж хлестал меня узорчатым,
Вдвое сложенным ремнем.
Для тебя в окошке створчатом
Я всю ночь сижу с огнем.

Рассветает. И над кузницей
Подымается дымок.
Ах, со мной, печальной узницей,
Ты опять побыть не мог.

Для тебя я долю хмурую,
Долю-муку приняла.
Или любишь белокурую,
Или рыжая мила?

Как мне скрыть вас, стоны звонкие!
В сердце темный, душный хмель,
А лучи ложатся тонкие
На несмятую постель.

Год написания:
1911 год

Весной 1910 года в Париже состоялось знакомство Ахматовой и итальянского художника, скульптора Амедео Модильяни. Спустя двенадцать месяцев между молодыми людьми вспыхнул роман. Они виделись каждый день – гуляли по улочкам французской столицы, читали друг другу стихи. Художник создал шестнадцать рисунков, изображающих Анну Андреевну. По словам поэтессы, писались портреты по памяти, а не с натуры. Эти работы Модильяни преподнес Ахматовой, просил, чтобы она их окантовала и повесила в своей комнате. К сожалению, до наших дней дошел только один из тех рисунков. Остальные сгорели во время пожара в царскосельском доме, случившемся в первые революционные годы. Вероятно, именно непродолжительные, но дорогие сердцу Анны Андреевны отношения с итальянским художником нашли отражение в стихотворении «Муж хлестал меня узорчатым…», написанном осенью 1911 года. По свидетельству современников, Гумилева, с которым поэтесса сочеталась законным браком в апреле 1910 года, начальные строки рассматриваемого текста возмутили. Гнев его был праведным – на свою супругу руку он ни разу не поднимал. Несмотря на это Ахматова менять в произведении ничего не стала.

Лирическая героиня стихотворения – неверная жена, наказанная мужем за измену, что не мешает ей по-прежнему ждать у окна визита любовника. Наступает утро, но мужчина так и не приходит. Третья строфа – обвинение. Героиня ради возлюбленного приняла «хмурую долю-муку», а он, видимо, проводит время с другой женщиной. Остается только гадать – кто та новая счастливица? Кстати, Модильяни был известен как человек весьма любвеобильный – представительницы прекрасного пола в его жизни менялись часто, хотя по-настоящему серьезных увлечений случилось лишь два, оба уже после короткого романа с Ахматовой. Четвертая строфа – яркое описание состояния некогда любимой, а теперь покинутой женщины. У нее нет сил скрывать «стоны звонкие», нет сил победить «темный, душный хмель» в сердце. Финал стихотворения – красноречивая деталь. Поэтесса упоминает тонкие лучи, ложащиеся на несмятую постель, которая становится и символом одиночества, и свидетельством бессонницы.

В августе 1911 года Ахматова навсегда рассталась с Модильяни. Через девять лет художник скончался от туберкулезного менингита. Что касается брака Анны Андреевны с Гумилевым, то он официально был расторгнут летом 1918 года.

+1
48
Нет комментариев. Ваш будет первым!

Другие стихи