К Елене

О Елена, Елена, Елена,
Как виденье, явись мне скорей.
Ты бледна и прекрасна, как пена
Озаренных луною морей.

Ты мечтою открыта для света,
Ты душою открыта для тьмы.
Ты навеки свободное лето,
Никогда не узнаешь зимы.

Ты для мрака открыта душою,
И во тьме ты мерцаешь, как свет.
И, прозрев, я навеки с тобою,
Я — твой раб, я — твой брат — и поэт.

Ты сумела сказать мне без речи:
С красотою красиво живи,
Полюби эту грудь, эти плечи,
Но, любя, полюби без любви.

Ты сумела сказать мне без слова:
Я свободна, я вечно одна,
Как роптание моря ночного,
Как на небе вечернем луна.

Ты правдива, хотя ты измена,
Ты и смерть, ты и жизнь кораблей.
О Елена, Елена, Елена,
Ты красивая пена морей.
Год написания:
1903 год

Центральный образ стихотворения «К Елене», написанного Константином Дмитриевичем Бальмонтом в 1903 году, представляет собой двойственный символ. С одной стороны, это явное изображение героини древнегреческого эпоса «Илиада», Елены Троянской. С другой – намек на новую возлюбленную поэта, Елену Константиновну Цветковскую. Что же скрывается на самом деле за этими строками?

В стихотворении шесть четверостиший, размер – амфибрахий. Все строфы имеют перекрестные рифмы abab, в которых чередуются мужские и женские окончания. Это произведение напоминает оду, его настроение на протяжении всех строк восторженно-экстатическое. Автор не просто обращается к героине в начале и в конце стихотворения, а трижды повторяет ее имя, как молитву.

По преданию, Елена Троянская была дочерью бога Зевса и самой прекрасной женщиной, живущей на земле. Кроме поразительной красоты с полубогиней героиню Бальмонта связывают многие узы. Поэт называет ее жизнью и смертью кораблей, что является прямым указанием на ее древнее происхождение – у Гомера, автора «Илиады», Елена выступает покровительницей моряков. Бальмонт сравнивает переменчивость героини с обманчивостью морской пены. Он указывает, что подобно капризам волн, неверность женщины может погубить влюбленных в нее мужчин.

Как и случилось, по всей вероятности, с самим поэтом. В стихотворении автор признается, что навеки пропал в омуте любви к этой женщине, Елене. По записям в дневниках современников, второй жены Бальмонта, страсть к Цветковской захлестнула поэта в 1902 году и погрузила его жизнь в хаос. Отношения между ним и окружающим миром запутались, он тянулся к Елене Константиновне, но не мог оставить семью. Поэтому-то он пишет в стихотворении «но любя, полюби без любви».

Героиня произведения похожа на женских персонажей Эдгара По – бледная, холодная и одинокая. Автор описывает ее противоречивой: она одновременно воплощает и свет, и тьму для него:

Ты мечтою открыта для света,
Ты душою открыта для тьмы.

Эта черта ее характера настолько притягивает Бальмонта, что он упоминает это дважды. Его поражает язык ее тела и жестов. Не говоря ни слова, героиня сообщает поэту то, что он жаждет слышать:

Ты сумела сказать мне без речи: –
С красотою красиво живи.

Такое дьявольское влечение к героине можно объяснить тем, что в ее лице поэт видит не только человеческое. В стихотворении Елена предстает перед читателем, окруженная стихийными образами – Луной и морем. Эти символы часто фигурируют в поэзии Бальмонта как божественные сущности, перед которыми он преклоняется. Сам поэт при этом отдает предпочтение Солнцу и Огню, Елена же является сочетанием противоположных стихий. Она словно создана, чтобы дополнять его и уравновешивать. Словно божественные начала, лирические герои стихотворения тянутся друг к другу, чтобы слиться в творческом единстве.

132
Нет комментариев. Ваш будет первым!

Другие стихи