Опасение

Страшись любви: она пройдет,
Она мечтой твой ум встревожит,
Тоска по ней тебя убьет,
Ничто воскреснуть не поможет.

Краса, любимая тобой,
Тебе отдаст, положим, руку…
Года мелькнут… летун седой
Укажет вечную разлуку…

И беден, жалок будешь ты,
Глядящий с кресел иль подушки
На безобразные черты
Твоей докучливой старушки,

Коль мысли о былых летах
В твой ум закрадутся порою
И вспомнишь, как на сих щеках
Играло жизнью молодою…

Без друга лучше жизнь влачить
И к смерти радостней клониться,
Чем два удара выносить
И сердцем о двоих крушиться!..
Год написания:
1830 год

Лермонтовская трактовка любовной темы насыщена трагическими интонациями. Искренний и пылкий лирический герой сталкивается с непониманием, бездушием, предательством. Отчаявшись и исстрадавшись, он провозглашает: «Счастья без обмана нет», — и пытается отказаться от прекрасного, но рокового мучительного чувства. В «Опасении», созданном в 1830 г., тема отречения от любви приобретает оригинальное звучание.

Форма «Опасения» представляет собой монолог-обращение к лирическому «ты». Судя по тематике произведения, воображаемый собеседник или слушатель — молодой человек, ровесник героя. Первым звучит броское предупреждение: «Страшись любви». Начальная строфа объясняет причины, почему стоит избегать романтического чувства: любовь краткосрочна, порождает напрасные мечты, крушение которых оборачивается тоской и душевным опустошением.

Чтобы показать тщетность и нелепость любовных надежд, автор моделирует сатирическую картину будущего, которое ждет лирического объекта. Центральные четверостишия посвящены деталям жизни пожилой семейной пары. Изображение создается при помощи группы лексики с коннотациями немощи, нездоровья, увядания: «беден», «жалок», «безобразные черты», «докучливой старушки». С этой лексикой соседствуют примеры традиционной романтической интонации: «краса», «вечная разлука», «мысли о былых летах», «играло жизнью молодою». Комический эффект достигается путем гротеска, сплетения воедино юности и старости, цветения и увядания. На стилистическом уровне авторская ирония поддерживается фразами фамильярно-бытового характера: «отдаст, положим, руку».

В финальном катрене звучит обобщающий вывод, который одновременно служит решением проблемы. Лирический герой предлагает «влачить жизнь» в одиночестве, без любви. Такой вариант имеет преимущества: человек испытывает меньше беспокойств и страха перед неизбежной смертью.

В «Опасении» объектом обличения становится не любовь, а беспочвенные юношеские надежды. За авторским сарказмом кроется трагический подтекст: лирический герой, который осознает невозможность счастья, смиряется с одиночеством — и в настоящем, и в будущем.

Избрав в качестве объекта сатиры интимно-лирическую тему, поэт создает комический эффект при помощи комплекса характерных для лермонтовской поэтики приемов. Среди них — сарказм и ирония, гротеск и стилевое расслоение текста, элементы обличительной речи — инвективы.

13
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Другие стихи