Голос в телефоне

Раньше был он звонкий, точно птица, 
Как родник, струился и звенел, 
Точно весь в сиянии излиться 
По стальному проводу хотел. 

А потом, как дальнее рыданье, 
Как прощанье с радостью души, 
Стал звучать он, полный покаянья, 
И пропал в неведомой глуши. 

Сгинул он в каком-то диком поле, 
Беспощадной вьюгой занесен… 
И кричит душа моя от боли, 
И молчит мой чёрный телефон.
Год написания:
1957 год

Анализ стихотворения Николая Алексеевича Заболоцкого "Голос в телефоне"

Счастливые минуты встречи героев «Последней любви» сменяются разлукой, которую обещало неумолимое «предчувствие горя». Общение сводится к телефонным звонкам. Этой теме посвящено пятое стихотворение знаменитого цикла, созданное в 1957 г.

Автор не использует в тексте лексему «голос», которая заявлена в названии. Она заменяется личным местоимением. Голос служит средством выражения психологического портрета собеседницы, а также индикатором взаимоотношений влюбленных. Показательна еще одна особенность произведения, связанная с семантикой заглавия: опираясь на антитезу двух временных отрезков, поэт ассоциирует их с характеристикой героини.

Первый катрен посвящен изображению голоса в прошлом, которое представлено с помощью комплекса сравнений. Звонкая, струящаяся музыка слов была подобна щебетанию птицы или журчанию родника. Сближение акустической доминанты со зрительным образом чистой проточной воды, переливающейся в дневном свете, позволяет автору расширить смысловой диапазон сравнительных оборотов. Приятные модуляции любимого голоса наделяются признаком сияния, а также свойством преодолевать пространственные преграды, изливаться «по стальному проводу». В начальной строфе лидируют жизнерадостные интонации: суммируя общее настроение и образное наполнение фрагмента, этот период прошлого можно именовать счастливым.

Содержание шести центральных строк составляет описание голоса «потом», в более поздний временной отрезок. Печальные, безотрадные изменения звукового образа характеризуются двумя сравнительными оборотами. В этом фрагменте поэт опирается на отглагольные существительные с отвлеченным значением. Прощание, раскаяние, рыдание — негативные коннотации указанных лексем передают тревогу и тоску, терзающие лирического субъекта. Эпизод замыкает мотив исчезновения. Зимняя пейзажная зарисовка подчеркивает отдаленность, затерянность звукового образа и его изменчивой, но дорогой сердцу обладательницы.

Эмоциональная оценка произошедших изменений, принадлежащая настоящему моменту, продемонстрирована в финальном двустишии. В основу его структуры также положен контраст: крику измученной души противопоставляется бесстрастная тишина. Последняя не только препятствует успешной коммуникации, но делает невозможным счастье субъекта речи. Символом дисгармонии становится вещная деталь, черный телефон.

+2
223
Нет комментариев. Ваш будет первым!

Другие стихи