В. В. Маяковский. Взаимодействие личности, мира, эпохи.

В. В. Маяковский. Взаимодействие личности, мира, эпохи.

Владимир Владимирович Маяковский – один из крупнейших поэтов XX века, ярчайшая фигура русского футуризма. Творчество Маяковского, безусловно, оказалось очень противоречивым и неоднозначным, многими людьми осталось непонятым. Однако нельзя отказаться от того факта, что Маяковский явился абсолютно новым, эксцентричным явлением в истории русской литературы. Словно молния, он врывается в литературное пространство как смелый новатор, бунтарь, поэт-революционер, тонко чувствующий время, свою эпоху. В творчестве поэта воедино слились глубоко личные переживания с общечеловеческими. Как же Маяковский решает проблему взаимодействия личности, мира и эпохи в своих произведениях? Для того, чтобы тоньше прочувствовать взгляды поэта, будем обращаться к историческим фактам и к биографии Маяковского.

Прежде чем начать разговор о творчестве Маяковского, необходимо охарактеризовать эпоху, в которую жил и работал поэт.

Начало XX века – очень непростой и неспокойный период в жизни нашей страны. Кровавые, страшные войны, революции, волнения оставили тяжёлый след в памяти народа, заставили усомниться людей в прежних идеалах и ценностях. Человек в этот переломный период смотрит в будущее с верой и надеждой, жаждет и ждет перемен.

Вместе с тем, XX век ознаменовался появлением нового поколения талантливейших людей в самых разнообразных сферах деятельности – в музыке, театре, архитектуре и, безусловно, в литературе. Проблема нравственного выбора, духовных ценностей, человеческих исканий являются характерными темами общественной мысли конца XIX – начала XX века в России.

Революционная эпоха вносит значительные изменения и в поэзию. Поэты Серебряного века не равнодушны к происходящим в жизни страны событиям. Стихотворения этого периода носят яркую социальную направленность, в их строках слышатся тревога, страх, опасение за будущее России. Поэты ищут новые формы, средства для выражения своих взглядов. Смелые идеи, яркий, самобытный поэтический язык вносит в русскую литературу В.В.Маяковский.

Маяковский, Владимир Владимирович

Обращаясь к детству и юности Маяковского, хотелось бы отметить следующее: сильное влияние на мировоззрение Маяковского, оказало революционно настроенное окружение поэта ещё в ранние годы его жизни. Поэт очень рано столкнулся лицом к лицу с суровой действительностью, с социальной борьбой. Как мы знаем, в юношеском возрасте Маяковский начинает интересоваться революционной литературой. Вскоре после переезда семьи из Грузии в Москву молодой человек вступает в социал-демократическую партию большевиков, бросает обучение в гимназии, занимается активной общественной работой, а затем оказывается в тюрьме. После, прекратив партийную деятельность, Маяковский решает посвятить свою жизнь искусству.

Начало литературной деятельности Маяковского тесно связано с футуризмом. Это направление, провозглашающее отказ от поэтических традиций и условностей, ставящее на первое место свободу самовыражения, поиск новых форм и языкового содержания, было очень близко Маяковскому. Поэт отвергает избитые шаблоны, классическую поэзию, которая, по его мнению, неспособна передать чувства и потребности толпы. Вместе с остальными футуристами он подвергает яростной критике представителей "старого искусства". Нам известно знаменитое высказывание из первого манифеста футуристов – "...Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. классиков с парохода современности." Что же нового привносит Маяковский? Чем его идеи отличаются от того, что существовало ранее?

Главной своей задачей Маяковский видит создание искусства масс, "поэзии для всех, а не для избранных". Он впервые в истории русской литературы придаёт слову невероятную значимость, соотносит поэзию с оружием.

Маяковский – поэт с великой целью, поэт-труженик, задачей которого является служение народу. Тема поэта и толпы получает у него абсолютно новую, свежую трактовку. Вспомним великих русских классиков (Лермонтова, Пушкина), которые изображали лирического героя несколько изолированно от толпы. У них поэт предстаёт свободолюбивым, избранным человеком, соотносимым с высшим существом. Он противопоставлен надменной, корыстной толпе, не принимающей его творчества. Поэт возносится над толпой. В итоге лирический герой приходит к разочарованию и осознанию невозможности изменить общественное сознание.

Новаторством Маяковского становится помещение лирического героя максимально близко к толпе. Это, безусловно, связано с той эпохой, в которую жил поэт. Близость героя к толпе определена принципами, на которых должно было строиться послереволюционное общество – свобода, равенство, братство. Таким образом, как мы видим, у Маяковского происходит сближение двух полюсов. Тема поэта и толпы у автора приобретает острую социальную направленность. В строках стихотворений слышны яростные призывы.

В своих произведениях Маяковский бросает вызов существующей действительности. Лирический герой – пророк нового времени. В его устах звучат эмоциональные монологи, которые эпатируют публику. Он обличает пассивных, слепых, самодовольных мещан, утративших нравственные ориентиры. Маяковский создаёт оригинальные, смелые, метафорические образы "обрюзгшей", серой, глупой толпы и нелепых её представителей. Высказывания автора очень хлесткие и жесткие; каждое слово звучит самостоятельным лозунгом, наполняется глубинным, философским смыслом. Такими провокационными, выразительными оборотами поэт жонглирует, безусловно, для того, чтобы вызвать эмоциональную реакцию инертных, напыщенных людей, пробудить в них жизненную силу, заставить посмотреть на себя со стороны.

Маяковский создаёт свои произведения независимо от того, придутся ли по вкусу его творения или нет. Для него нет никаких пределов. Маяковский уверен: ему – поэту разрешено все. Будто плевки, колкие удары рапирой, направлены с сторону собравшейся толпы едкие высказывания поэта.

Отметим также, что если у классиков безликая толпа безмолвствовала, то у Маяковского впервые слышится небольшой отклик народа.

Поэт в своих стихотворениях использует очень выразительный приём контраста с целью ещё более эффективного воздействия на читателя. Так, к примеру, в стихотворении "Нате!" изображено противопоставление грязной, бесцеремонной толпы и ранимого сердца поэта.

Необычные метафоры Маяковского позволяют нам взглянуть на мир новыми глазами: "бабочка поэтиного сердца", "стоглавая вошь". Ими, как мы видим, буквально пропитаны все строки. В стихотворении "Нате" появляется образ "шкатулок стихов", а сам поэт называет свои слова "бесценными". Это ещё раз подтверждает мысль о чрезвычайной значимости силы слова для Маяковского. Используя удивительные речевые обороты, поэт оказывает поистине гипнотическое влияние на революционные массы.

Кроме того, поэт прибегает к звуковым и ритмическим возможностям своей речи. Читая его стихотворения, читатель слышит барабанную дробь, мерный шаг, марш. Маяковский также создаёт уникальный, оригинальный способ записи стихотворения "лесенкой", который нигде ранее не фигурировал. Он разрывает строки, расставляя акценты в нужных местах, подчеркивая ритм. Простые слова становятся у него непохожими сами на себя...

Поэт производит настоящую реформу рифм. Он полагает, что рифма должна прежде всего нести смысловую роль – возвращать читателя к мысли в предыдущей строке, а не быть шаблонной. Широкое распространение у Маяковского получает помещение главного слова в самый конец строки, использование неточных и составных рифм.

Новаторство Маяковского состоит и в использовании ярких, самобытных неологизмов:"недокушанные" (щи), "поэтино" (сердце). Такие неологизмы позволяют автору более образно и емко передать чувства лирического героя.

Подводя итоги, хочется отметить, что Маяковский очень самобытно и оригинально рассматривает вечные темы русской литературы. Экстравагантными словами, рваными фразами и диковинными склонениями Маяковский взламывает язык старого мира, прочно закрепляясь в умах обезумевшей толпы.
16:40
113
Нет комментариев. Ваш будет первым!

Другие статьи