Эта статья рассказывает о самом легком и логичном методе обучения стихосложению. Все описанное можно легко практиковать самостоятельно. В статье доказывается, что при развитии определенных навыков зарифмовать можно все, что угодно.

Как легко научиться писать стихи?

Как легко научиться писать стихи?

Некоторые люди считают написание стихов чем-то божественным, и во многом, конечно, так оно и есть. Но взглянем правде в глаза. Некоторые стихи даже признанных, прославленных и возведенных на пьедестал поэтов больше всего похожи на прозу, оформленную в поэтические рамки.

Стихи по сути та же проза,

Где вместо сахара фруктоза…

Стихи можно лепить из всего, что попадается под руки. Еще незабвенная Ахматова писала, что стихи растут из сора. Рассмотрим ее стихотворение.

Когда б вы знали, из какого сора

Растут стихи, не ведая стыда.

Как желтый одуванчик у забора,

Как лопухи и лебеда.

Итак, чем отличается данное четверостишие от прозаического высказывания? Начало здесь чисто разговорное по интонациям. Сегодня, конечно, вряд ли кто-то использует это «когда б вы знали», но все-таки мы можем учесть и языковые условности в нашем анализе. Предположим, что поэтесса в сердцах или с усмешкой говорит кому-то, что стихи растут прям-таки из любого мусора, пишутся бесстыдно, ни у кого не спрашивая, как только отыщется малейший повод или толчок.

Анна Андреевна Ахматова

Допустим, деепричастный оборот «не ведая стыда» вряд ли сегодня кто-то вот так запросто употребил бы в разговорной речи. Но опять-таки разговорный язык Ахматовой был несколько другим. Да даже и сегодня поэзия тем и отличается от прозы, что в ней просто-напросто используются вот такие вот способы сжатия разговорной речи, чтобы уместить ее огромный, стихийный и неотесанный массив в поэтическую строфу. Еще Бродский называл поэзию высшей формой организации речи. Так оно, в сущности, и есть, потому что поэзия – это проза, где вырезано все лишнее.

В приведенном четверостишии существует еще и элемент сравнения, начинающийся с «как». Сегодня наша разговорная речь бедна, а у Ахматовой она была куда богаче, поэтому и можно с высокой вероятностью предположить, что Анна Андреевна могла просто записывать свои мысли и чувства, а навык стихосложения, поэтическая инерция помогали ей делать это максимально элегантно.

Но разговорная речь изменилась, и сейчас даже интеллигенция не особо блещет ее богатством и книжностью, а суть поэзии осталась прежней. Стихи, конечно, могут быть просты и могут легко проговариваться, как речитатив. Но в то же время стихи за счет своего малого объема всегда должны содержать в себе высокую плотность информации, и, следовательно, пользоваться возможностями художественного образа и символа, которые всегда дают максимум смысла на единицу занимаемого в стихотворении места. Вот за этим и имеется в стихотворении это сравнение.

Рассмотрим известное короткое стихотворение стареющей Ахматовой, относящееся к военному времени.

"Клятва"

И та, что сегодня прощается с милым, –

Пусть боль свою в силу она переплавит.

Мы детям клянемся, клянемся могилам,

Что нас покориться никто не заставит!

По сути здесь написано: всякая советская женщина или девушка, которая в силу теперешних военных обстоятельств прощается со своим спутником жизни, мужем или возлюбленным, должна стать сильной, не позволять себе погружаться в депрессию и апатию и преодолеть боль от прощания, сублимировать ее в непробиваемую мощь во имя народного подвига, потому что мы, советский народ, никогда не покоримся фашистам, этим ненавистным и презренным немецким захватчикам, которые возымели наглость ворваться на нашу землю, и можем в этом поклясться своим детям, то есть всем будущим поколениям, и могилам отцов, то есть всем нашим предкам. Получилось длинно, не правда ли? У Ахматовой куда короче, зато концентрация информации не меньшая. У Анны Андреевны все даже гораздо более понятно и легче воспринимается, потому как в стихотворении нет ничего лишнего. А все недосказанное прекрасно восстанавливается нами из контекста, который предельно ясен и понятен для нас в силу того, что мы все живем в общем культурном поле.

Текст четверостишия абсолютно простой и даже разговорный. Единственный специфический поэтический образ здесь – это «переплавить боль в силу», что и делает четверостишие произведением искусства и продуктом творчества классика русской литературы. Если бы этого образа здесь не было, то какой-нибудь высоколобый литературовед скорее всего наморщил бы лоб и сделал бы вывод, что Ахматова к началу ВОВ совсем исписалась.

Отсюда просится вывод о том, что самое главное в поэтическом творчестве после, собственно, вдохновения, - это наработать поэтическую инерцию, поэтическое мышление, которое позволит элегантно зарифмовывать все, что угодно. Запустить свою поэтическую инерцию можно двумя способами: постоянно читать и слушать стихи признанных мертвых и живых классиков и рифмовать в свободное время в свое удовольствие, много писать в шутку ради поэтических упражнений и всерьез ради творчества.

Вторым важным моментом является умение создавать художественные образы, то есть уплотненные сгустки информации. Для этого можно ознакомиться с теорией литературы и основами стихосложения, но это вовсе не обязательно, если имеется в наличии буйная поэтическая фантазия. Как научиться создавать образы? Самый эффективный способ такого научения – это развитие ассоциативного мышления, соединение в один образ различных понятий, как далеких, так и близких, с получением нового смысла. Надо помнить, что художественный образ создается всегда из как минимум двух слов. И получившийся речевой оборот не должен быть характерным для разговорной речи. Надо отметить, что слишком высокая плотность образов будет затруднять прочтение и понимание текста, а слишком низкая снизит его художественную ценность.

Третьим пунктом будет, собственно, техника. Чтобы достичь блестящей поэтической техники, лучше всего переписывать от руки признанные поэтические шедевры. Да, именно переписывать, а не просто читать, потому что только в этом случае Вы проведете максимальную аналитическую работу над стихотворением. Стихи желательно переписывать каждый день.

Четвертым или же нулевым пунктом является вдохновение, без которого ничего хорошего в этой жизни не делается. От чего зависит это самое вдохновение? Вдохновение – это некая музыкальность души. Многие великие поэты были крайне чувствительны к музыке и были религиозны. Это не значит, что они регулярно посещали церковь или синагогу, но мистические настроения были им не чужды. Из этого следует, что приземленный циник-материалист вряд ли будет писать стихи и делать это хорошо. Здесь важна некая утонченность или тонкая душевная организация.

Не всегда хорошими поэтами становятся самые умные люди, но все-таки большинство великих в этой области были весьма интеллектуальными и образованными личностями. Так что при сильном желании стать поэтом всегда имеет смысл обратить внимание и на общее образование. Все-таки какой-нибудь чернорабочий вряд ли будет выражать свои восторги в стихах, скорее он просто глотнет пива и в восхищении произнесет что-нибудь типа «во, блин»… Кроме того, поэт – это не просто навык писать стихи или даже делать это хорошо и высокопрофессионально, это образ жизни и структура личности. Поэт – это все: начиная от выражения лица и одежды, круга друзей и знакомых, обычных занятий, любимых блюд и предпочтительного досуга и заканчивая этими самыми стихами. Вспомним хотя бы брюсовского «юношу бледного со взором горящим».

Итак, поэтом может стать каждый, в ком пламенным поэтическим огнем горит такое желание. Но поэзия – это тоже работа, а не легкое и воздушное творчество и постоянные чаепития с Музой, как воображают себе многие неискушенные в этом плане люди. Как говорится, работа, работа и еще раз работа, а все остальное приложится.
13:10
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...

Другие статьи