Правда о литературных сайтах

Правда о литературных сайтах

В двадцать первом веке нельзя обойтись без всемирной паутины. Хочется начинающему литератору или нет, в любом случае нужно заводить страницы в социальных сетях, знакомить публику со своим творчеством.

Если мало кому известный автор отправляет книгу в издательство, там в первую очередь «вбивают» фамилию в поисковую систему и смотрят, известен ли человек в сети, как к нему относятся широкие читающие массы, стоит ли вообще с ним связываться.

В общем, персональная страница — фактически визитная карточка онлайн. Но её, увы, мало. Даже в комплекте с собственным сайтом. Потому на литературных порталах присутствуют и начинающие, и давно начавшие, и совсем зелёная молодёжь, и убелённые сединами корифеи, члены союзов писателей разных калибров, и девчонка с первым в жизни стихотворением, и автор нескольких изданных томов. Почему? Давайте разбираться.

Имя и ещё раз имя

Действительно, почему? На кой ляд успешному писателю, члену творческих союзов, победителю национальных премий, обладателю целого стога лавровых венков выкладывать свои опусы на «Poesy.site» и «Самиздат»? Всё очень просто: нужно «ходить в народ». Иначе забудут. Совсем. Нужно постоянно напоминать о себе.

Ситуация очень похожа на так называемый шоу-бизнес: если исполнитель периодически не радует поклонников новыми песнями, концертами, скандалами и прочими шоу, то публика переключает своё внимание на более активных.

Крайне необходимо, чтобы имя хотя бы раз в месяц мелькало в списке новых произведений, в хоть каких-нибудь новостях, среди участников хоть каких-нибудь конкурсов и так далее.

Ну а поскольку даже опытным авторам нужно себя рекламировать, то что уж говорить о начинающих. К ним почти никто не заходит, ни на страницы в социальных сетях, ни в блог, никуда. Им не отвечают издательства. Нет хоть сколь-нибудь известного имени — нет серьёзного отношения к новичку. Такое правило установлено превалирующим большинством социума, увы.

Даже если автор пишет не ради денег и признания, просто хочет поделиться с человечеством чем-нибудь ценным, без услуг популярных, уже «раскрученных» литературных сайтов все усилия канут в небытие.

Итак, «делать себе имя» на подобных ресурсах нужно обязательно. Переходим к следующему вопросу.

В поисках смысла

Итак, вы зарегистрировались, выложили выстраданные шедевры и ожидаете глобального признания, миллионов читателей и прочего осуществления надежд. Может, даже деньги владельцам портала переводите за продвижение ваших текстов. Но очень быстро сталкиваетесь с горькой правдой: практически никто не читает, не вникает в ваши ценные идеи.

Даже те, кто пишет так называемые рецензии, в лучшем случае пробегают глазами несколько абзацев. Выхватывают пару цитат, создают видимость прочтения. Строчат отзыв — и бегут к другому автору.

Кто так называемых рецензий не пишет, просто нажимает на ссылку, оставляет своё имя в списке прочитавших — и закрывает страницу. Тоже идёт к другим. (А вы, глядя на тот список читателей, недоумеваете, как человек сумел за минуту осилить четыре больших поэмы.)

Зачем другие авторы так делают? Чтобы вы пришли к ним в ответ, оставили так называемые рецензии, повысили рейтинги.

То есть вашу страницу на литературном сайте используют ради саморекламы. Пришёл — отметился — ушёл в надежде, что наивный новичок порадует ответным визитом. Даже специальные программы используют, чтобы автоматически «засветиться» в как можно большем количестве списков читателей.

На «Самиздате» пишут комментарии с той же целью — оставить лишнюю ссылку на свой раздел в сетевом журнале. Кто-нибудь обязательно зайдёт из любопытства, особенно если общаться в лентах комментариев много и настойчиво.

Иными словами, законы те же, что и в социальных сетях. Известными становятся не талантливые, а настырные, активные. А читатели — вовсе не читатели в нормальном значении этого понятия, а другие настырные и активные.

Ну и зачем такое нужно, спросите вы. Это же не популярность. Хвалят же не искренне, а в надежде на ответные похвалы.

Но это действительно нужно. Чтобы появиться в поисковых системах. Чтобы вас находили настоящие читатели. Те, кому самой судьбой предписано вас найти. Именно вас. Среди сотен тысяч подобных авторов.

Если не разместите произведения на популярном литературном сайте — не найдут. (Или найдут, но чудом. Однако полагаться на чудеса в подобных делах не следует.)

Коротко говоря, смысл такой публикации — в моментальной индексации поисковыми системами. Буквально в течение считанных часов. А то и раньше.

Как только «Яндекс» и «Google» вас увидели — дело сделано, ценные послания человечеству уже не пропадут.

Авторские права

Ещё одна горькая правда — запугивание начинающих и неопытных авторов. «Печатайтесь в нашем очень цветном журнале! Покупайте место в нашем очень престижном альманахе! Раскошеливайтесь! Приобретайте ISBN! Без этого авторские права не зафиксировать!»

Да, это один из популярных мифов, гласящий, что только официальная бумажная публикация может гарантировать защиту от плагиата.

На самом же деле с точки зрения законов множества стран и международных правовых норм реальным автором в спорных случаях признаётся тот, у кого текст произведения был раньше всех.

Если у плагиатора текст появился не раньше, чем у истинного автора, то нехороший деятель может сколько угодно краденое печатать, хоть в сотне издательств, но ему ничто не поможет, ничто не спасёт от наказания.

«Проза.Ру» депонирует (принимает на хранение) самую первую версию произведения, которое вы там размещаете. Сколько угодно редактируйте потом, но исходный вариант, зафиксированный в «Свидетельстве о публикации», останется нетронутым. С датой первоначального размещения.

Удобно? Да, удобно. И совершенно бесплатно, не надо к нотариусам обращаться. Нужно страховаться таким образом от плагиата? Нужно.

Дополнительный вариант: отправить файл с текстом самому себе по электронной почте. Из одного ящика в другой. И не удалять, хранить. Чтобы потом можно было показать дату, мол, смотрите, в этот день произведение у меня уже было. Раньше, чем у всех остальных миллиардов людей. Как дописал, так и отправил.

Распечатка и пересылка самому себе по реальной почте — тоже неплохой вариант. Почтовый штамп будет содержать дату обработки посылки. Но только при хранении упаковку повреждать не следует. Чтобы было видно, мол, смотрите, я ничего не подменил.

Вот и всё. Никаких публикаций в официальных печатных изданиях, берущих с авторов сумасшедшие деньги. Никакого разорения на покупке циферок ISBN, это плата за воздух. Вообще никаких тиражей за свой счёт. Разве что по совершенно не разорительной системе печати по заказу, чтобы были бумажные экземпляры книжки кому-нибудь в подарок.

Пиратские библиотеки

Фактически это тоже своеобразные литературные сайты. С комментированием книг, с форумами, с обсуждениями, с авторскими страницами, с обратной связью и прочим общением.

Для начинающего писателя пиратские библиотеки — великое благо. Потому что в течение пары-тройки недель делают имя более менее известным среди читающей публики. Совершенно даром, без вложения средств в какую-либо рекламу.

Работает такая система очень просто. Регистрируемся на сайте крупной пиратской библиотеки. Загружаем туда законченное произведение, роман, повесть, поэму, сборник стихов. То есть готовую книжку.

В течение одной-двух недель книгу скопируют в библиотеки помельче, коих в интернете довольно много. И на каждом таком сайте народ узнает о вашем существовании.

Присутствие на нелегальных сайтах — огромный плюс в глазах издателей. Вас читают, ваш текст растащили даже по мелким закоулкам — значит, с вами можно сотрудничать, будут читать и дальше.

Касаемо настоящих литературных сайтов, тексты тащат также с «Самиздата». Желательно размещать книгу одной страницей, не разбивая на главы, так шансов на растаскивание гораздо больше.

Разумеется, «отпускать в вольное плавание» следует только первую книгу, если желаете хоть что-нибудь заработать на следующих. Пожертвовали ради широкой народной рекламы своего творчества — и хватит.


Псевдоним

Момент первый. Если в социальных сетях вы можете выбирать друзей, настраивать права доступа к материалам, хоть как-то заботиться о приватности и личной безопасности, то на литературных сайтах всегда всё открыто.

На крупном портале с вавилонским столпотворением пишущей братии, где обретаются сотни тысяч, обязательно найдутся нехорошие люди. И если они позавидуют вашему таланту (а зависть для нехороших людей очень характерна), то смогут использовать против вас любую информацию, опрометчиво выложенную вами в открытый доступ.

Зная фамилию, имя, город проживания, имея фотографию, могут найти и вас, и ваших родных, близких, коллег. Мир на самом деле тесен. А правда жизни — сурова.

Даже если никто не будет преследовать вас в реальной жизни, то в интернете уж точно могут написать рядом вашей настоящей фамилией очень много гадостей.

И эти гадости останутся в поисковых системах на долгое время. Не очень-то приятно, учитывая, что издатели будут изучать вашу репутацию поверхностно, не вникая в детали и не разбираясь, кто виноват. Замечен в контексте дефицита культуры общения — и всё тут.

Момент второй. Критики разгромили ваши шедевры вдребезги. Прибежала толпа комментаторов и обругала вас так, что расхотелось заниматься творчеством. Репутация в интернете — хуже некуда. В общем, вселенная рухнула, всё пропало.

Но бросать творчество, конечно, не нужно. Достаточно сменить псевдоним, учесть ошибки, доработать произведения (или написать другие) — и начать сначала.

Как вы уже догадались, псевдоним начинающему автору нужен не только ради безопасности родных и близких, но и на случай, если возникла необходимость исчезнуть с литературного горизонта и воскреснуть в обновлённой ипостаси.

Под настоящими именем и фамилией, какими бы красивыми они ни были, лучше публиковаться только после обретения опыта. Творчески окрепнете, наработается собственная уникальная авторская манера, свой узнаваемый стиль, талант разовьётся и расцветёт — тогда можно смело, уже не опростоволоситесь.

Нередко даже матёрые авторы не раскрывают свои истинные персональные данные. Предпочитают жить, так сказать, двойной жизнью. Только родственники и близкие друзья знают о занятиях творчеством. В общем, переходим к самому неприятному.

«Троллинг»

«Троллинг» («trolling»), а также его разновидность «буллинг» («bulling»), используется авторами-конкурентами для, как нетрудно догадаться, конкурентной борьбы. То есть для выдавливания автора с сайта, для убеждения бросить творчество навсегда.

Хотя есть некоторый процент граждан, которым просто нравится глумиться над людьми, издеваться и вызывать негативные эмоции. Тогда конкурентная борьба, разумеется, не столь актуальна, не на первом месте. Но мишени от этого не легче.

Когда «тролли» объединяются в стаи, начинается «моббинг» («mobbing»), ещё одна разновидность, массовая. Цель — создать у автора-жертвы впечатление, что его творчество не нравится ну уж очень большому количеству людей. Правда, как правило, половина стаи — другие учётные записи одних и тех же деятелей («клоны»), но жертва-то об этом не знает. Даже не догадывается, если опыта нет.

Как уже указано ранее, «тролли» могут использовать любую информацию, которую автор неосмотрительно сообщил. К любым фактам придираться будут, к любой мелочи, лишь бы довести, как говорится, до белого каления.

Таким атакам… нужно радоваться. Да, совершенно верно. Не трите глаза в изумлении, вам не померещилось. Именно радоваться. Ведь это хоть и весьма своеобразное, но всё же признание вашего таланта.

Никто не станет тратить время и усилия на борьбу против того, кого конкурентом не считают, у кого нет никаких способностей, кто вообще ноль. Если на вас нападают, значит, воспринимают как угрозу их собственным рейтингам, победам в конкурсах, уровню читательского внимания.

Ну а единого рецепта для таких ситуаций нет. Кто-то не отвечает, просто блокирует, заносит в чёрный список. Кто-то, если остр на язык, рвёт «троллей» на куски, только клочки разлетаются. Кто-то вообще никакого внимания не удосуживается обращать, вполне справедливо полагая, что даже такое внимание к его творчеству — тоже внимание.

Опытный автор перечитывает внимательно всё подряд, даже всякие гадости. При этом хитро посмеивается. Ведь среди придирок бывают по-настоящему ценные мелочи. Такие, с которыми можно согласиться. Нередко «тролли» в пылу атаки, представьте себе, помогают, подсказывают, способствуют улучшению текста, сами того не желая.

Как минимум укажут на опечатки и описки. А то и на стилистические шероховатости. Ну или хотя бы дадут материал для следующих произведений. В конце концов, как мы знаем, писатель — это ведь инженер душ человеческих. Должен даже «троллей» изучать, чтобы при необходимости описывать таких персонажей достоверно, художественно правдиво.

Помните: «тролли» всегда ниже вашего уровня, ниже вашего потенциала. Априори. (Иначе не были бы «троллями».) Поэтому ориентироваться на их мнения ни в коем случае нельзя. Слушать нужно профессиональных филологов, литературоведов, редакторов, корректоров, опытных и доброжелательных авторов. Но уж никак не людей с низким морально-этическим развитием, которые рвутся на Олимп, карабкаясь по чужим головам.

Общая тактика

Всё зависит от мотивации. Вы не станете слишком уж болезненно воспринимать неудачи, если будете писать не ради славы и денег, а для того, чтобы сделать мир чуточку лучше. Чтобы передать какие-то позитивные послания. Чтобы научить чему-то хорошему.

Не печатают? Не хвалят? Проходят годы, но «звездой» не становитесь? Ну и ладно. Кто-то ведь прочитал, получил послание. Кто-то наверняка его, послание, воспринял. Быть может, передал другим. Хотя бы несколько человек сделали правильные выводы, их личностные качества благодаря вам хоть чуточку улучшились — значит, вы жили и творили не напрасно.

А почему кто-то прочитал? Потому что вы использовали популярные площадки — литературные сайты.

Конечно, не следует отказываться от заслуженных почестей и вознаграждений, ежели таковые случатся. Можно и в конкурсах участвовать, и в разных других ярмарках тщеславия. Лишняя реклама — дополнительные читатели, дополнительное распространение ваших позитивных посланий.

Но культ из собственной популярности делать не надо.

Выводы

Во-первых, литературные сайты — благо, если использовать их разумно, не поддаваться, «не вестись» на всяческие провокации, никому за свои литературные труды не платить (ещё чего не хватало!), понимать и выуживать позитив даже в казалось бы самом беспросветном негативе.

Во-вторых, литературные сайты — не инфернальное зло, если соблюдать правила сетевой гигиены, не вывешивать на всеобщее обозрение настоящую фамилию, место жительства, состав семьи и клички домашних животных. Вы же не ходите по улице с раскрытым паспортом и пришпиленными к одежде фотографиями родичей. Прохожие не знают, кто вы и откуда. Так и в сети должно быть.

В-третьих, литературные сайты — полезные ресурсы для всех, кто желает развивать своё мастерство, укреплять и взращивать проклюнувшиеся способности. Можно (и желательно) под маской псевдонима (хотя бы поначалу). Ведь в любом случае пока не бултыхнётесь в литературный мир, плавать в нём не научитесь.
09:55
131
Нет комментариев. Ваш будет первым!

Другие статьи