Начинающему писателю. Правда об издательствах.

Начинающему писателю. Правда об издательствах.

Заинтересованные граждане намертво вколотили в головы народонаселения железобетонный стереотип: писатель — только тот, которого печатают, а хорошие книги — только те, которые выходят за счёт издательства. А иначе ведь никак. Если широкие потребительские массы будут читать всё подряд, а не рекламируемую макулатуру, то книгопечатный бизнес вылетит в трубу.

Благодаря такому стереотипу любой начинающий писатель стремится опубликовать свои опусы хоть где-нибудь, хоть в сельской газете, лишь бы это была официальная публикация. Без неё, официальной, человек считается не писателем, а всего лишь автором. (Даже графоманом, что очень неприятно, особенно если действительно есть талант.)

Разумеется, в цифровую эпоху ситуация потихоньку меняется. Но даже электронные книги делятся на имеющие бумажную ипостась и «самиздат». С соответствующим отношением к ним. То есть любой молодой автор, желая того или нет, по-прежнему вынужден как-то закреплять свой писательский статус — обращаться к издателям. Поэтому начнём с классификации.

Разновидности

Книжное издательство — это юридическое лицо, имеющее право присваивать бумажным книгам международный регистрационный номер ISBN.

Журнальное — это необязательно юридическое лицо, может быть и физическое, основатель и его коллектив (редакция), а то и вовсе один человек, чья бумажная продукция зарегистрирована как периодическое печатное СМИ.

В целом издательства делятся на три основные сорта.

Сорт первый: крупные и солидные, подмявшие под себя львиную долю рынка. Это они заваливают прилавки детективами, боевой фантастикой, дамскими романами и прочим чтивом для средних умов. Это их продукция интенсивно раскручивается рекламными агентствами. Это на них возлагают свои сладкие розовые надежды практически все начинающие писатели.

Ещё бы не возлагать. Сегодня ты никто, звать тебя никак. А завтра твоя фамилия будет красоваться на обложках, пестреть на всех рынках и базарах, висеть на рекламных плакатах. Может, даже на телевидение попадёт. Ну или хотя бы на радио. Уже никто не усомнится, что ты писатель, а не какой-то там автор.

Сорт второй: печатающие за счёт автора. Таким и первосортные подрабатывают периодически, но у рассматриваемых это является основной бизнес-схемой. Они эксплуатируют авторское тщеславие.

На Западе так и называют: «vanity publishing». То есть «публикация из тщеславия». Настоящая книжка есть? Есть! Даже с ISBN, всё как полагается. На ней не написано, что автор сам оплатил тираж? Не написано. Скрыть факт оплаты легко? Очень легко. Ну и всё, можно объявлять себя настоящим писателем. Только ещё и рекламу заказать надо. Но при наличии достаточного количества денежных знаков это тоже не проблема.

Сорт третий: печатающие по заказу. По системе «print-on-demand». Самые гуманные, не требующие вложения существенных авторских средств, экономящие бумагу и спасающие деревья от вырубки. К «публикации из тщеславия» они отношения не имеют, поскольку денег не платят, да и вообще явление гораздо ближе к «самиздату».

Некоторые, как «Lulu Inc.» и «CreateSpace» — вообще чистейший «самиздат» с отсутствием или минимумом редакторской проверки (которая в «CreateSpace» сводится, в основном, не к содержимому книги, а к качеству готовых к печати файлов).

Соответственно, нет и позора, связанного с намертво приклеенным ярлыком тщеславия, который красуется на авторском лбу. За его же, автора, деньги.

Схема гениальна: никто не оплачивает большой и затратный тираж, экземпляры печатаются по мере поступления заказов. Например, заказали десять — десять и изготовят.

Как правило, за свой счёт вынуждены печататься очень многие поэты. (Прозаикам всё же немножко легче, товар более ходовой.) Ничуть не обременительная и весьма демократичная система печати по заказу очень пригодится любому стихоплёту, хоть начинающему, хоть опытному. Можно самому заказать печать своей собственной книжки и получить экземпляр, чтобы подарить кому-нибудь.

Поведенческие шаблоны

Крупные первосортные конторы зарабатывают на нескольких десятках раскрученных «звёздах» и на сериях. То есть продают либо знаменитое имя на обложке, либо «иронический детектив», «боевую фантастику» и прочее подобное, когда на имена не очень-то смотрят.

Соответственно, поскольку у начинающего молодого писателя нет знаменитого имени, он может попасть только в серию.

Например, издательство взялось выпускать серию «дамский роман» — и ищет, чем её наполнить. Если пишете не дамские романы, а что-то другое, то именно в этот период никак в печать не попадёте, будь вы хоть новоявленным Достоевским, помноженным на Чехова.

Конторы, которые издают книги за счёт автора, разумеется, печатают всё подряд, что не нарушает уголовный кодекс.

В большинстве случаев то же самое — и с «печатью по заказу». Например, в издательской онлайн-системе «Lulu Inc.» можно опубликовать любую чепуху и даже бесплатно получить ISBN. И даже попасть в каталог «Книги Google», если есть такое желание.

Правда, если кто-нибудь пожалуется, дорогу туда вам закроют навсегда. Поэтому лучше даже не пробовать. Публикуйте и продавайте через тамошний онлайн-магазин приличные, хорошие книги — проблем не будет.

Но речь, в общем-то, об издательских повадках. К ним и вернёмся. Суть в том, что далеко не все знают английский язык, не все разбираются в тонкостях подготовки к печати. Не каждый автор может справиться с автоматизированной системой американского онлайн-издательства. Поэтому появляются конторы-посредники.

Они притворяются настоящими издателями, а на самом деле всего лишь используют «Lulu Inc.» вместо самих авторов. Загружают туда книги своих клиентов, контролируют продажи, получают доход.

Лучше либо самостоятельно изучить издательскую систему, либо обратиться за помощью к человеку, знающему английский. Но пароль от авторского кабинета в любом случае должен быть только у вас.

«Amazon»

Ещё один общепринятый признак настоящего писателя — наличие хотя бы одной книги на всемирно известном ресурсе «Amazon». Выделяем эту тему отдельно. Почему? Потому что практически все конторы, печатающие макулатуру за счёт автора, обещают, что пристроят туда книжку и тем самым закрепят солидный писательский статус.

Автор, пишущий на английском языке, может попасть на «Amazon» совершенно бесплатно, загрузив своё произведение в издательскую систему «CreateSpace», печатающую по заказу.

Да, придётся малость помучиться с настройками обложки, с изготовлением файла в формате «PDF», с подтверждением качества готовых к печати материалов, но зато потом заветная кнопочка в течение нескольких часов отправит ваш шедевр в знаменитый магазин.

Более того, англоязычную книгу можно отправить и в «Amazon Kindle». Из той же системы «CreateSpace», тоже всего лишь одной кнопочкой. Тоже бесплатно, не связываясь с сомнительными издательскими конторами.

Редакторская проверка в «Amazon Kindle» есть, причём, весьма серьёзная. Но зато в случае принятия уже смело можно считать себя настоящим бумагомарателем, а не каким-то там малоизвестным и ничтожным автором-графоманом.

Касаемо русскоязычных авторов, непосредственно в «Amazon» их пока не пускают. Только в собственный онлайн-магазин «CreateSpace». Что тоже неплохо, ведь логотип «Amazon» всё равно будет присутствовать. Контора-то одна и та же.

В любом случае автор получает даром и ISBN (даже двух видов, старый и новый, удлинённый), и факт официальной публикации, и уважение читающего народонаселения.

Почему уважение? Потому что авторы, публикующиеся на «Amazon», называются независимыми. То бишь «independent». Это не означает, что они непременно бездарны. Может, просто хотят зарабатывать больше, чем могут предложить первосортные издательства. И судят таких авторов по качеству текстов.

Одно плохо: книгу с витрины просто так не убрать, если вдруг возникла необходимость. Можно написать прошение в тамошнюю поддержку, чтобы заблокировали продажи, но в магазине товар всё равно останется. Как они говорят, «для привлечения посетителей». То есть в качестве поискового спама.

Выход: в авторском кабинете снять книгу с продажи для редактирования. И не заканчивать его, редактирование, никогда. Просто не доводить процесс до завершения, остановиться на любом его этапе. Тогда ваш шедевр будет в статусе черновика и из магазина всё же исчезнет.

Электронные книги

Следует сказать сразу: пока ни один закон, ни одна правовая норма не делает электронную книгу официальной. Нет никакой цифровой подписи издательства или чего-либо подобного. Если есть номер ISBN, то он — от бумажного издания.

Следовательно, когда «издательская» контора просит денег за изготовление электронной книги, это не означает, что публикация будет чем-то принципиально отличаться от самостоятельной публикации на сайте. Точно такой же (с точки зрения правовых норм) файл в формате FB2. Разве что с более красивым форматированием текста, за которое и берут деньги.

Да, действительно, книгопечатники потихоньку переквалифицируются в оформителей файлов. Пытаются идти в ногу со временем. Тем более что в эпоху интернета уже всё труднее выманивать большие деньги на издание за свой счёт.

Всё меньше авторов готовы продать квартиру, автомобиль, дачный участок, фамильные драгоценности и котёнка элитной породы ради обретения ящиков с сотней отпечатанных экземпляров своего творческого наследия. (И потом продавать их в подземном переходе.)

Гораздо проще и рациональнее публиковаться в электронном виде. Особенно когда автор воочию наблюдает, что в метро, на лавочках в парках, в кафе и прочих местах всё больше народу использует для чтения всяческие планшетные устройства.

Как дать приятелю почитать свою книгу? Очень просто: скопировать файл ему в телефон. По технологии «Bluetooth». Или отправить в «Viber», если поблизости есть Wi-Fi.

Вопрос только в изготовлении файла, за которое платить мы, разумеется, не станем никому. Вариант первый: направляемся на сайт бесплатной («Open Source») программы «Calibre» (calibre-ebook.com), смотрим видео с инструкциями и уроками, скачиваем, устанавливаем, осваиваем — и штампуем файлы в форматах «FB2», «Epub», «Mobi» в нужных нам количествах и с приятным оформлением.

Второй вариант: загружаем тот файл, который создан в «Word», в какой-нибудь приличный сервис онлайн-конвертирования (вроде online-convert.com). Но, конечно, так поступаем только в том случае, если не боимся, что кто-нибудь случайно заполучит ваш текст. Если же боимся — только первый вариант.

Впрочем, чтобы просто поделиться книжкой, хватит и формата «PDF». Конвертировать можно нажатием одной маленькой, но полезной кнопочки на панели инструментов «Word».

Однако снова вернёмся к издательским повадкам. Касаемо продажи литературы в электронном виде. Вы никак не проконтролируете, сколько копий файла реализовало «издательство» через свой магазин. Может, двести, а вам говорят, что всего лишь сто. Это же не бумажные экземпляры, которые не способны размножаться копированием.

Рано или поздно даже у самого честного «электронного издателя» возникнет соблазн открутить счётчик продаж и отправить разницу себе в карман. А если попадётся, то всегда может заявить о техническом сбое. Мол, это же интернет, тут всегда что-нибудь зависает.

Потому лучше не лениться и продавать самостоятельно. Самый честный способ: выложить минимум половину книги в свободный доступ и просить вознаграждение только за вторую часть. А то и вовсе за последние пару глав. Свяжутся по электронной почте и заплатят только те, кому действительно хочется читать дальше. Никто не обидится за проданного ему «кота в мешке», не пожалеет о потраченных средствах, как это часто бывает.

Резюмируем

Ситуация с бумажными книгами примерно такая же, как с виниловыми пластинками. Когда-то они были основной формой распространения музыкальных записей.

Теперь есть цифровые технологии, а винил остался только для любителей раритетов. Несмотря на все усилия музыкальной индустрии, пытающейся представить большие чёрные диски очень престижными носителями. Мол, если у музыканта нет релиза на виниле, то и сам музыкант не очень серьёзный.

Точно так же и с макулатурой. Издатели в лепёшку разбиваются с разбегу, пытаясь поддерживать ими же созданный железобетонный стереотип, мол, без бумажной публикации ты никто, тебя нет вообще.

Пока им это удаётся. Но бетон уже даёт трещины. Наступит время, когда на бумаге останутся только раскраски для дошкольников. Да и то карапузы скорее будут водить пальчиками по дисплеям и раскрашивать цифровые картинки.

Иными словами, издатели будут обдирать авторов как липку ровно до тех пор, пока сами авторы гоняются за дутой престижностью.
08:50
55
Нет комментариев. Ваш будет первым!

Другие статьи