Начинающему писателю. Защищаем авторские права правильно

Начинающему писателю. Защищаем авторские права правильно

Вас посетило вдохновение, вы написали рассказ, повесть, роман. Это на самом деле прекрасно. Творчество — божественная искра в душе. Даже если поначалу получилось не шибко умело, постепенно научитесь.

Пришли на литературный сайт, начали делиться плодами творческих мук с народонаселением планеты — и это тоже превосходно. Первую книгу нужно отпускать на волю, она делает вам рекламу как автору, привлекает читателей.

Вот тут-то вас, как говорится, и берут в оборот окололитературные деятели. Мол, скорее публикуйтесь в нашем журнале, скорее заказывайте печатную площадь в нашем альманахе, не жалейте денег, плагиатор не дремлет, сейчас украдёт, счёт идёт на секунды.

На вашу неопытную и растерянную голову умело вываливают целый ворох мифов о защите авторских прав. И это уже ничуть не прекрасно и не превосходно.

Формула

Прежде чем опровергать мифы, выведем главную, базовую формулу существования авторских прав на литературное произведение. С ней опровержения будут более понятными.

Итак, формула, действующая в абсолютном большинстве случаев. Готовы? Выключили музыку, устранили отвлекающие факторы, сосредоточились? Тогда читаем нижеследующее внимательно.

У кого текст произведения был раньше всех, тот и считается автором.

Да, именно так. Авторский стиль можно подделать. Никакой лингвистический анализ не разоблачит подделку наверняка. Экспертиза — очень долгое, хлопотное, дорогое и сомнительное дело. Потому судят просто и примитивно: обладал текстом раньше всех остальных претендентов на авторство — и всё, вопросов больше нет.

Соответственно, доказательство авторства сводится к доказательству обладания текстом раньше кого-либо в мире. Действительно просто, не так ли? Ну а теперь — о мифах.

Миф первый. ISBN

О да, можете не сомневаться, вас обязательно будут горячо убеждать, что международный книжный номер, именуемый в виде аббревиатуры ISBN, способен надёжно защитить ваши авторские права. Ну прям железно, о да.

На самом же деле ISBN доказывает только факт официальной публикации. Расшифровываем: когда-то главный редактор какого-нибудь издательства «подписал в печать» бумажную продукцию, через некоторое время файлы направили в типографию. Дата «подписания в печать» свидетельствует, что тогда произведение уже существовало.

Кто являлся реальным автором уже существовавшего произведения, главный редактор доказать не может. Он не знает. Вы принесли ему распечатанную на принтере рукопись или файл в формате «Word» и сказали, мол, это моя книжка. Он вам поверил на слово, поверхностно проверив в поисковых системах. Вот и всё.

Может, на самом деле книжку написал ваш сосед. Или вы перевели текст с экзотического языка. Редактор того языка не знает, проверить не может.

Случаи официального издания краденых книг действительно имели место. Правда торжествовала, что показывает нам: международный книжный номер ничего не гарантирует. Это по сути просто дополнение к штрих-коду на тыльной стороне обложки и пропуск на полки библиотек.

Всё это актуально и для публикаций в периодических изданиях. Там вместо ISBN – регистрационный номер печатного СМИ, который указывается в выходных данных. Но суть та же.

Миф второй. Регистрация

На литературном сайте вполне может встретиться реклама всяческих юридических услуг от нотариальных контор. Иногда присутствуют под видом авторов даже сами юристы, уговаривая авторов произвести регистрацию. И это, разумеется, прямой обман.

Почему обман? Потому что авторские права на литературные произведения не регистрируются вообще. Никоим образом. Никак.

Что может сделать нотариус? Только депонировать текст. То есть принять на хранение. Примерно таким же образом, как принимает на хранение завещание. Распишется, поставит дату. Возьмёт за это весьма немалые деньги.

Как и в случае с главным редактором издательства, нотариус вряд ли будет долго и тщательно выяснять, действительно ли это ваше произведение, не перевели ли вы его с китайского языка, не обворовали ли народный эпос аборигенов Новой Зеландии.

Причём, если редактор всё же обязан произвести хотя бы поверхностную проверку с помощью поисковых систем в интернете, то нотариусу всё безразлично. Он подтверждает только факт существования текста в определённый день.

В общем, переходим непосредственно к методам реальной защиты вашего интеллектуального продукта.

Метод номер один. Письма самому себе

Данный метод — для тех, кто не собирается выкладывать тексты в свободный доступ, планирует найти издателя.

Этап первый: регистрируем несколько почтовых ящиков (штуки три, не меньше) на популярных бесплатных сервисах. Желательно на таких, которые не удаляют учётные записи после нескольких месяцев бездействия пользователя. (Впрочем, раз уж ящиков много, потеря одного не критична.)

Этап второй: как только завершили рассказ или главу романа, сразу же отсылаем файл по всем трём адресам. С четвёртого. Или по четырём с пятого. Или по пяти с шестого.

Убиваем, как говорится, двух зайцев. Обеспечиваем себе резервные копии наших шедевров и фиксируем факт наличия у вас текста с точностью до минуты.

Этап третий: прячем бумажку с записанными на ней паролями к почтовым ящикам в сухое прохладное место. Туда, где её не найдут посторонние. Можно (и, пожалуй, нужно) хотя бы раз в пару месяцев совершать обход, заглядывать в почту, проявлять активность, а то и вправду удалят.

Записывать пароли нужно непременно. Возможно, хранить файлы на почтовых сервисах доведётся годами, а память человеческая не отличается безупречной надёжностью.

Теперь в сомнительных случаях можно будет предъявить суду даты получения электронных посланий от самого себя.

В двадцатом веке отправляли бумажные письма с небольшими рассказами и бандероли с романами. Хранили, не распечатывая. Но штамп с датой может быть смазанным. Упаковку можно аккуратно вскрыть и потом незаметно запечатать обратно, подменив содержимое. Определить, нет ли подлога, могут лишь эксперты. А экспертиза, как уже сказано, дело длительное и ничего не гарантирующее наверняка. Электронные послания всё же надёжнее. Да и не требуют расходов.

Так называемые облачные хранилища для обсуждаемых целей не подходят. Там можно заменять (обновлять) версии файлов.

Иными словами, в случае использования офисных онлайн-приложений следует не просто хранить результаты в «облаке», а ещё и скачивать файл себе на диск (ну или в память планшета) с целью последующей его рассылки самому себе по электронной почте.

Метод номер два. Депонирование онлайн

Для тех, кто желает бесплатно поделиться творчеством с широкими народными массами. То есть бескорыстно выложить в открытый доступ.

Это очень тонкий момент, с которым не всегда разбираются даже опытные авторы.

Обычный литературный сайт предоставляет возможность опубликовать произведение, а затем при необходимости отредактировать его в любой момент. Отредактировать как угодно, хоть вообще полностью заменить весь текст. С заголовком в придачу. При этом прежний вариант исчезает навсегда.

Но если сайт депонирует произведение, то самый первый вариант хранится в нетронутом виде и с зафиксированной датой публикации. Редактировать можно только то, что видят посетители сайта.

В данный момент депонирование производят порталы «Проза.ру» и «Литературный Салон». На первом исходный вариант фиксируется в «свидетельстве о публикации». На втором виден всем, можно открыть нажатием на регистрационный номер под текстом.

Остальные литературные сайты авторские права не защищают никак. Все их «регистрационные номера» являются пустышками. Но польза от таких ресурсов всё же есть. К ней и переходим.

Метод номер три. Общеизвестный факт (ковровая бомбардировка)

Тоже для тех, кто желает громко заявить о себе и своём таланте на весь глобус. Ну или поделиться с бестолковым человечеством какими-нибудь ценными сведениями, чем-то разумным, добрым и, будем надеяться, вечным.

Метод является продолжением предыдущего и вполне может с ним совмещаться, что очень полезно.

Этап первый: регистрируемся на максимально возможном количестве литературных сайтов, заводим странички в социальных сетях, открываем блоги на разных приличных ресурсах, создаём сайты на бесплатных сервисах. Коротко говоря, подготавливаем себе как можно больше площадок для публикации.

После чего начинаем ковровую бомбардировку. Копируем текст произведения сначала на литературные сайты с депонированием, затем — на ресурсы без такового, потом — в блоги, социальные сети, на бесплатные сайты.

Лучше всего производить бомбометание ночью. Когда большинство трудящихся просматривает сновидения, свежие записи не так быстро вытесняются из лент с отображением новинок. Больше шансов на прочтение, на оперативную индексацию поисковыми системами.

На следующее утро просыпаемся знаменитостью… Шутка! Пока добились лишь одного: ваше авторство стало общеизвестным фактом, обозначенным на множестве сайтов. И любой потенциальный плагиатор побоится воровать то, что столько раз подписано не его именем. Никто плагиатору не поверит. Ни читатели, ни редакторы издательств, куда нечестный деятель сунется с ворованным произведением.

Воруют, сэр!

Конечно, периодически попадаются не совсем вменяемые личности, копирующие чужое с целью прославиться на литературных порталах. Но их быстро разоблачают, их деятельность пресекают администраторы сайтов. Нужно лишь не стесняться сообщать о таких фактах лицам, ответственным за порядок на ресурсе.

Гораздо хуже неявное воровство. Читаете чей-нибудь фантастический роман и с неприятным изумлением обнаруживаете, что у вас умыкнули главную героиню. Та же внешность, тот же характер, даже имя поменять не потрудились. Разве что сделали на пару лет младше и подправили причёску.

Сюжеты тоже крадут. Особенно в фантастике. Придумали какое-нибудь сферическое силовое защитное поле синего цвета — а оно взяло и перекочевало в чужую книжку. А то и в фильм.

Ничего доказать в таких случаях, скорее всего, не получится. Издательство наймёт опытных адвокатов, и те будут долдонить, мол, если стащили меньше пятидесяти процентов произведения, то это не плагиат, вор не виновен, судить нельзя.

Ситуацию усугубляет факт отсутствия авторских прав на имена и фамилии. Есть только на персонажи. И если характер действующего лица немножко изменить, то всегда можно оправдаться, мол, это не тот самый студент Раскольников, просто похож. Случайно, ага.

Выход лишь один: создавать ярких, неординарных персонажей и придумывать по-настоящему оригинальные сюжеты. Воровать запоминающееся и необычное всегда гораздо труднее. Ведь есть шанс, что слишком уж много людей запомнит и потому сможет разоблачить заимствование. Тогда если не судебное преследование, то уж позор ворам гарантирован наверняка.

Пора резюмировать

Итак, категорически не верим окололитературным деятелям, желающим опустошить ваш бюджет. Никакие официальные публикации, никакие номера ISBN, никакие нотариальные заверения ничего не гарантируют. Нет смысла платить издателям и юристам за защиту авторских прав. Вообще нет. Абсолютно.

Вор может похитить вашу рукопись, напечатать в издательстве, получить ISBN, всё как полагается. Но если вы докажете ваше авторство, то крупные неприятности всем причастным к краже и незаконной публикации будут гарантированы однозначно.

Следовательно, самое главное — доказать, что интеллектуальный продукт именно ваш.

Какой способ выбрать, это зависит от изначальных целей. То есть хотите ли вы публиковать ваши свежие тексты в сети.

Либо только электронная почта, скрытая от посторонних глаз, либо она же в комбинации с депонированием онлайн и созданием общеизвестного факта вашего авторства.

Нетрудно догадаться, что в случае обнародования произведений лучше всего применять комплексную защиту — все перечисленные методы сразу.
+1
11:20
183
Нет комментариев. Ваш будет первым!

Другие статьи