Голубая Русь Сергея Есенина

Голубая Русь Сергея Есенина

Введение 

На берегу Оки стоит дом. Пятистенок. Деревянный, с облупившейся краской, его цвет напоминает цвет смятой, выцветшей на солнце травы. Говорят, в этом доме жила подруга юности Сергея Есенина, его первая любовь — Анна Сардановская, которая является прообразом «девушки в белой накидке» - героини поэмы «Анна Снегина». Говорить-то можно что угодно. Тем более, что прямых доказательств — нет. Или — почти нет. Достоверно известно иное...

Анна Сардановская

Тихо колышется трава на кладбище, возле Троицкой церкви, построенной в 1800 году. Людей — никого. Кладбище небольшое, но искать могилку можно долго. Где-то там спит вечным сном Анна Сардановкая. Это — факт. Краевед Зоя Дубко расстаралась. Несколько недель искала — нашла... 

Велика история, молчалива. Не расскажут старые ивы, на чьи головы склонялись низко они темными вечерами. Мерно несет свои воды Ока. Кто сидел звездными ночами на ее берегах, какие песни пел, какие стихи слагал — не узнать нам. 

Русь Сергея Есенина 

«Поэзия Есенина... Чудесный, прекрасный, неповторимый мир!» - так отзывался Юрий Прокушев во вступительной статье к сборнику стихотворений и поэм С. Есенина

Русь поэта — живой организм, живущий своей жизнью, который говорит, чувствует, думает. Так, черемуха Сергея Есенина «машет рукавом», синий ветер шепчет, взрытая дорога — дремлет, «заря окликает другую», сонная земля улыбается солнцу и так далее. Часто С. Есенин использовал в описаниях родного края и чувств светлые, сине-голубые тона.

Тому, кто хоть раз бывал на Родине поэта — в селе Константиново Рязанской области — понятны эти цвета. … Внизу — сине-голубая река. Вверху — прозрачно-голубое небо, затянутое пеленою прозрачных облаков. А посередине — светлая зелень холмов. Простота, естественность и светлая печаль царили в Рязанском уголке. И, вспоминая раскинувшийся на бескрайних просторах вид, в памяти возникают следующие строки: 

Несказанное, синее, нежное... 

Тих мой край после бурь, после гроз, 

И душа моя — поле безбрежное - 

Дышит запахом меда и роз. 

Все должно быть своевременно. В те года было интересней лазить по холмам, нежели обращать внимание на «синь, упавшую в реку». Утраченного времени не вернуть. Может, однажды и доведется вновь посетить голубой уголок светлой Руси... 

С. Есенину удалось то, что удавалось немногим. А именно: он «сохранил (а не исковеркал, как делали многие в то бурное, переломное время) русский язык, показал современникам и всем нам красоту его звучания, а значит — красоту простой русской жизни» (В. Когтев, «Певец исконной России». Общественно-политическая газета «Луховицкий горожанин» № 41 (93) от 1 октября 2010 года). 

Читая произведения Есенина, не перестаешь удивляться теплу, душевности и неизмеримой любви к своему краю, к своей Руси. Эта любовь переплетается с болью, отчаянием, верой в лучшее будущее и преклонением. Особенно четко это прослеживается при внимательном, упорядоченном чтении стихов. И — прозы, конечно. Проза заслуживает отдельного внимания. И потому, что с прозой его мало кто знаком и мало кто знает о ее существовании. И потому, что в прозе Русь предстает несколько иной, чем мы привыкли видеть ее в стихотворениях (например, «Яр»). Особенно хочется отметить, что «Голубая Русь» - это не столько символ рек и полей, сколько — отношение. Во многих стихах (в том числе и в так называемых «городских», прослеживается чувство «голубой Руси». Немаловажно и то, что произведения Есенина надо не только читать. Их надо понимать, думать и чувствовать. Лишь тогда можно будет осмыслить все то, что оставил он нам в наследство. 

«Страна березового ситца» 

Стихотворения бывают разные. По содержанию, по смыслу, по мастерству, по степени восприятия. Несколько лет назад мой друг художник и поэт (не цитирую Никольского, а констатирую факт!) сказал: «Что значит — хорошая картина? Неважно, радостно тебе или грустно, но ты смотришь на нее — и она соответствует твоему душевному состоянию». Так же — и со стихами. Стихи можно читать. Понимать. Анализировать и рассуждать о них. А можно — осознавать, видеть и чувствовать их. Видеть — не в общепринятом смысле, как, например, «увидеть дерево». А проникнуться их духом, почувствовать «запах меда» или сирени, услышать шум воды. Это понятно для тех, кто мыслит образами (а как известно, мыслят все люди по-разному) или думает чувствами (ведь многие думают только разумом, причем зачастую — о материальных вещах). 

Сергей Александрович Есенин

Про Есенина сказано и написано много. Творчество поэта «страны березового ситца» просто и понятно. Его «голубая Русь» - милый и родной образ. Чувство восхищения, преклонения и боли за ее судьбу неизменно присутствуют в стихотворениях С. Есенина. Это отчетливо видно из стихотворений «Гой ты, Русь моя родная», «Закружилась листва золотая» и - «Побирушка», «Брату человеку» и многим, многим другим. А ведь есть еще «Песня старика разбойника», «Думы»! О своем видении и чувстве к Родине Сергей Есенин откровенно пишет в стихотворении «О, Родина!». Видно, что Русь для него — это «златая крыша кров», «синие села», «и пьянство, и разбой», и — мать. Частности, собираясь в единое целое, создают общий гармоничный образ деревенской Руси. Эта Русь дорога сердцу, нежно любима («Такая благодать»). 

Читая стихотворения — не выборочно, а по порядку — видно, что Родина страдает («Ветхая избенка горя и забот... нет веселых песен во стенах твоих, потому что горе заглушает их»), а вместе с ней страдает и поэт («Жизнь и горька и бедна, тяжко без счастия жить»). Страдает — любуясь и восхищаясь ее красотами. 

«Бродил я в каменной пещере» 

Отношение к городу (или - первое впечатление, что вероятней всего) видно из стихотворения «Город», написанного в 1915 году. Сравнения, эпитеты и олицетворениям показывают всю неприязнь поэта, его растерянность и отвращение. Примеры - цитаты. «Бродил я в каменной пещере», «как муравьи кишели люди», «двигались их груди, что чешуя скорузлых рыб», «стонал коровий рев теней», «дризжали дороги, словно стекла, в лицо кнутом грозила даль» и пр. 

В 1924 году Сергей Есенин говорил одному из своих знакомых: 

«Знаешь, почему я поэт? У меня Родина есть! У меня — Рязань. Я вышел оттуда и какой ни есть, а приду туда же! Хочешь добрый совет получить? Ищи Родину! Найдешь — пан! Не найдешь — все псу под хвост пойдет! Нет поэта без Родины...»

(500 сочинений для подготовки к письменному экзамену по литературе за курс средней школы. - М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2004. - стр. 570). 

Город искушает. Известно немало примеров, как поддавались химерам сверкающего дракона не только юные, но и достаточно опытные люди. Блеск огней, заманчивые вывески и многочисленные соблазны городов словно затягивают в пучину сомнительных развлечений (и это еще очень и очень мягко сказано). Да, в какой-то степени город затянул, подчинил, развратил народного поэта народной земли. Но разложение коснулось лишь физического тела. Душа осталась прежней: духовной (извиняюсь за тавтологию), чистой и народной. И город тяготит Есенина. Если вчитаться в стихотворения «Я покинул родимый дом», «Я обманывать себя не стану», «Вот такой, какой есть», «Грубым дается радость», «Папиросники» и другие, то это утверждение становится очевидно. Любовь к дому, верность родному краю, мягкое сожаление, печаль об ушедших безвозвратно временах ярко прослеживается в стихотворении «Эта улица мне знакома». 

Когда наступает период пересмотра жизненных взглядов (или, как чаще всего называют — кризис среднего возраста), выявляются ценности вечные. Зачастую те, которым не придавалось первостепенного или просто большого значения в повседневной жизни. Автор пишет:

Были годы тяжелых бедствий, 

Годы буйных, безумных сил. 

Вспомнил я деревенское детство. 

Вспомнил я деревенскую синь.

Когда чувство своего уголка на земле остро развито, а уголок этот давно не посещался, то и возникает подобное состояние души. Чувство боли, утраты, нежности воспоминаний и прозрачно-голубой, легкой, как утренний туман, грусти. 

А сейчас, как глаза закрою, 

Вижу только родительский дом... 

Стихотворение «Письмо матери» так же раскрывает любовь «уличного повесы» в отчему краю: «скорее от тоски мятежной воротиться в низенький наш дом». Замечу, что стихи, написанные Есениным во время его жизни в городе, наиболее сильны (что, в общем-то, понятно, ведь талант развивается) и наиболее душевны. Их обращенность к Родине наполнена безбрежной любовью и безграничной тоской («Мы теперь уходим понемногу», например). 

Каждое стихотворение Сергея Есенина — целый мир. Вдумываясь в каждую строчку, в каждую строфу, понимаешь, что говорить о «голубой Руси» надо не один час, не один день и даже не один год. Не говоря уже о том, чтобы выразить всю полноту любви его к Отчизне в одной работе. Возможно, на том же экзамене будет возможность детально обсудить творчество народного поэта — или хотя бы малую часть его. 

Русь в прозе С. Есенина. Вместо заключения 

Проза Есенина мало известна. Но тем большее впечатление она производит. 

Произведения «Яр», «У Белой воды» и «Бобыль и Дружок» повествуют о быте деревенского народа. Из «Железного Миргорода» узнаем о поездке поэта в Америку (это произведение довольно известное и о нем я говорить не буду. Отмечу лишь, что Есенин, в отличие от многих других авторов, приоткрыл сверкающую маску Америки, дал возможность читателям поразмыслить о том, что представляет собой эта страна и ее жители). Во всех произведениях — искренность и естественность, так свойственные творчеству Есенина. Сюжеты — просты. Понять их — легко. Но принять, осознать и прочувствовать — тяжело. Объясняется это элементарно. Люди так устроены, что стремятся к лучшему, предпочитают это лучшее — даже если оно иллюзорно. Смириться с суровой действительностью, понять, что одним желанием, одними своими силами не изменить ее — намного труднее. Но еще тяжелее понимать, что общество изменилось настолько (по сравнению с 80-ыми годами и ранее), что ничего лучшего ждать не приходится. 

Проза Есенина своеобразна. Читать ее тяжело. И не только — из-за трагичности сюжета. Автор использует народный язык, местный говор, выражения. Например: «Филипп свернул на бурелом и, минуя коряжник около чапыги...», или «Я хотел тебе сказать — не замай», или «Я волков только ту дылича бил» или «Что ты, родимец те сломай, уродуешь его? Дакось я те стану ковырять морду-то» и так далее. 

Как и в стихотворениях, часто присутствуют описания природы. Эта природа тоже будто одушевленная. И люди относятся к ней соответственно. Например, Лимпиада не хочет уходить куда-либо с яра. Для нее яр — существо живое, близкое, родное, оставить которое немыслимо. Животные — друзья человека. Они больше человечны и понимающи, чем сами люди («Бобыль и Дружок»).

Отмечу, про темы, поднятые Есениным, актуальны и на сегодняшний день (впрочем, это касается практически всех классиков). Но видимо, именно потому их не читают и не хотят читать. Большинство отдает предпочтение развлекательным телепередачам или однотипным детективам или дамским романам (без имен, пожалуй). Как недавно сказал один хороший человек, 

«люди обмельчали. Нет ни широких душ, ни горячих сердец. А которые есть — настолько редки, что шанс встретить их равен одному из миллиона».
10:30
177
Нет комментариев. Ваш будет первым!

Другие статьи